Уже несколько лет москвичей и гостей города не удивишь европейскими пешеходными зонами, кофейнями, велодорожками... И только в одном направлении коммунального хозяйства дела обстоят по-старому: приспичило по нужде — беги в поисках закусочной и молись, чтобы администратор не развернул тебя на входе. На фоне реконструкции улиц и появления общественных пространств туалеты стали одним из самых заметных дефектов городской среды. Почему так получилось — разбирались корреспонденты «МК».
Среди проблем, на которые москвичи указывают в предвыборных «наказах» Сергею Собянину на его сайте, достаточно часто повторяется не слишком аппетитная, зато актуальная: туалеты. Жители просят, чтобы у каждого выхода из метро были чистые уборные. Причем не обязательно бесплатные — москвичам не жалко заплатить за посещение «домика неизвестного архитектора» 15–20 рублей. Главное, чтобы не требовалось «колдовство» с терминалами (стекла которых нередко закрашены или разбиты) и карточками.
Вот, например, парк «Царицыно» — одно из любимых мест отдыха горожан. Глаз радуется музыкальным фонтанам, уточкам, весело барахтающимся в пруду; красивым свадьбам (в парке даже в будний день можно встреть счастливую пару молодоженов). Но все земные дела лучше сделать заранее, чтобы полностью отдаться размышлениям духовным. Иначе может случиться казус. Дело в том, что туалеты в парке отнюдь не царские. Конечно, многого от уличных сортиров не ждешь, но все-таки…
Ближайшие к центральному входу стоят на берегу одного из прудов, рядом со спасательным пунктом. Неприметные спрятанные в тени деревьев серо-голубые пластиковые кабинки. И снаружи-то вид у них ненадежный, а уж внутри... Понятно, что пахнуть должно не розами (хотя хотелось бы). Пол грязный, сиденье — страшно дотронуться, двери закрываются неплотно.
Параллельно со мной в одну из кабинок заходит молодой мужчина интеллигентного вида: очечки, портфельчик. И тут же, зажав нос, выбегает. Может, конечно, ему не очень-то и хотелось...
— Ужасные здесь туалеты, — жалуется прогуливающаяся по парку местная жительница Елена Григорьевна. — Очень тяжело зайти пожилому человеку, надо хвататься за грязные стенки кабинок. Мне как-то пришлось помогать бабуле в таком деликатном вопросе. Стыдно!
Кстати, у железнодорожной станции Царицыно туалеты вполне приличные. Они такие же — серо-голубые пластиковые кабинки. Но — платные, 30 рублей за вход. И разница, как говорится, налицо. Полы чистые. Пахнет, конечно, так же специфически, но аммиаком в нос не бьет. Бумага опять же висит. Двери закрываются. На мой удивленный взгляд смотрительница туалета ответила почему-то грустно: «Да, убираемся…»
— В Москве к туалетам традиционно относились несколько пренебрежительно, потому что такова наша русская расстановка приоритетов, — рассказывает «МК» краевед и писатель Алексей Митрофанов. — Спутник первыми в мире запустить — это да, это мы можем. Построить огромный храм — можем. Чтобы всем на зависть. А туалеты — ну, это такая проза. Неинтересно. Без этого можно обойтись!
Недовольство москвичей общественными уборными — такая же традиция, как попытки властей что-то сделать на этом фронте, замечает Митрофанов. Петр I стал первым и в этой тематике, приказав устроить в людных местах Первопрестольной «ретирады» — именно таким свежезаимствованным словом назвали то, что простолюдины величали нужниками. Устроить — устроили, а вот обновлять и содержать не получалось. Делали это как придется, по остаточному принципу. И уже к середине XVIII столетия деревянные сооружения стали настолько грязными, что даже и бесполезными. Лучше уж в кустики.
Следующий этап «туалетизации» был связан с инженерно-коммунальной революцией конца XIX века, продолжает Алексей Митрофанов. Многоэтажные и многоквартирные дома, первая городская канализация — все это логично вело к появлению и общественных уборных нового поколения: капитальных ватерклозетов. Поначалу их было немного — на больших площадях и в местах массовых гуляний. Эта традиция продолжилась в первые советские годы. С тех пор сохранились старинные московские уборные (кстати, бесплатные) на Патриарших прудах, у Никитских ворот, в Петровском парке.
Тогда же, в начале ХХ века, об отхожих местах начали думать и строители железнодорожных вокзалов. Это сейчас (опять же — в отсутствие надлежащего ухода; а где он есть, там уже хорошо) станционные туалеты считаются синонимом «грязного места», а сто лет назад это была настоящая цивилизация. Представим себе, например, вчерашнего крестьянского парня-новобранца, который на сборном пункте Военное поле (в районе нынешней станции МЦК Зорге) попадал в «отхожее место на 32 очка», запроектированное автором Верхних торговых рядов (ГУМа) Алексеем Померанцевым!
За последние 30 лет Москва видела уже три волны «туалетизации». Первая, перестроечная волна была связана с открытием в СССР кооперативов — и в сфере ЖКХ одним из удобных и выгодных видов деятельности были как раз платные туалеты.
— Мой кооперативный туалет проработал всего пять лет, с 1988 по 1993 год, — говорит бизнесвумен Анна. — Поначалу, при советских расценках на воду и электричество, я получала высокие доходы, смогла купить себе в том числе кооперативную квартиру. Но потом пришлось закрыться: новые цены на услуги ЖКХ сделали этот бизнес неприбыльным.
Кооперативные туалеты тех времен были чаще всего переделаны из государственных. Сеть общественных уборных редела до самого 850-летия Москвы, когда на всех перекрестках появились те самые голубые кабинки (чаще всего тоже платные). Разумеется, они были хороши только из-за отсутствия альтернативы.
— Когда-то установка синих кабинок была большим шагом вперед, — отмечает председатель Российской туалетной ассоциации Владимир Моксунов. — Но уже к середине 2000-х в кабинках зачастую не работали двери, стоял ужасный запах, не было вентиляции. Москве уже тогда была нужна настоящая туалетная революция!
Казалось, что время этой революции настало в 2012 году, когда заработала новая городская программа. И точно, на перекрестках и у метро появились новые кабинки. Однако оказалось два серьезных недостатка. Во-первых, они редко обслуживались — вина подрядчика, не заложившего на это достаточный бюджет. А во-вторых, система доступа туда оказалась слишком сложной. Особенно для человека, который очень — ну очень! — спешит. Купить с первой попытки карту для входа не всегда удавалось даже самым смышленым горожанам, а некоторым так и вовсе не удавалось.
Сейчас в Москве достаточно чистых и почти общедоступных туалетов при заведениях быстрого питания и в транспорте. Взять хотя бы МЦК, где уборные есть в каждом составе. Да и в метро они появляются (правда, так и непонятно — если ты прошел в подземку не по карте «Тройка», как можно попасть в заветную кабинку?). Но факт остается фактом: единого стандарта городской общественной уборной — чистой, круглосуточной и доступной — пока так и не появилось.