Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Музыка на побегушках

Лев Толстой «Крейцерова соната». Размышления ч.3

Повесть Льва Толстого «Крейцерова соната» старается придать музыке сугубо утилитарный характер.

 

На званом вечере жена Позднышева и ставший объектом ревности Позднышева скрипач играли «Крейцерову сонату» Бетховена. Герой не оскорбляет это произведение. Однако делает парадоксальный вывод:

«Говорят, музыка действует возвышающим душу образом, - вздор, неправда! Она действует ни возвышающим, ни принижающим, а раздражающим душу образом».

Позднышев сравнивает ее с зевотой, возникающей при взгляде на зевающего. По сути, он приписывает музыке заклинательный характер, сравнивая каждого музыканта с гаммельнским крысоловом, хоть об этом прямо и не говорит.

Действительно, человек под воздействием музыки оказывается в особом энергетическом поле, которое может носить разный характер. Но не обязательно вслед за этим шагать в пропасть или сажать дерево и строить дом.

Воздействие не обязано иметь немедленный выхлоп. Оно имеет накопительный эффект.

Чем больше хорошей музыки послушает человек, тем больше впитает в себя ценного, тем сильнее укрепит свой мозг, о чем любит повторять нейрофизиолог Черниговская.

Для Толстого в лице Позднышева (а тут параллель с героем очевидна) музыка обязана иметь немедленный выплеск: солдаты маршируют, после мессы причащаются, а не лишь продолжают привычный ход действий. Не достаточно ли сохранить в душе впечатление, возможно, обсудить? Не свидетельствует ли жажда немедленной реакции на услышанное исключительно о повышенной импульсивности натуры?

А для музыки такой ход мыслей довольно унизителен, ведь из таинства превращает ее в нечто утилитарное.

Понятно, что попса и не претендует быть таинством, но настоящее искусство не призвано, чтобы после него непременно плясали, маршировали и причащались.

Впрочем, поздний Толстой известен массой парадоксальных утверждений. Граф категорически не переносил Шекспира. Более того, он выражался: «писать стихи – это все равно, что танцевать, идя за плугом», то есть острил о поэзии в целом. Так что выводы Льва Николаевича о музыке еще умеренны. Более того, возможно, кто-то с ним согласится и найдет в себе схожее ощущение: если я услышу героическую симфонию и тут же не назначу дуэль – как мне быть дальше?

Ринат Камалиев

192


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95