Детям интересно играть быстро. Они вообще всё делают быстро. Идти спокойно по аллее в парке или по тропинке в лесу и любоваться цветочками вдоль обочины им скучно. А вот добежать до конца этой аллеи или до стоящего вдали дерева и рвануть обратно, пока взрослые разговаривают или задумчиво глядят по сторонам, – жуть как здорово!
Так и в пьесках – детям хочется бегать по клавиатуре. И чтобы где-то остановиться, рассмотреть что-то, нужен повод.
В парке можно остановить ребёнка и показать облако, похожее на медведя, и тогда, рассматривая облако, можно ещё что-нибудь увидеть или придумать. А если нужно разучить, повторить какой-то эпизод в пьесе, то надо найти что-то понятно-увлекательное в этом моменте, должна начаться игра. Просто «внимание», без интереса – невозможно.
У меня самой – иначе. Темп, взгляд, отношение – всё другое. Я учила медленно, я вообще двигалась медленно. Потому что мне должно было быть понятно – где, что, как, почему. Я не решалась бежать вот так, без оглядки. Но бывали моменты совершенно счастливого состояния свободы, когда вдруг бездумно бежишь по клавишам, а внутри восторг – как будто паришь над всем!
А в остальном – медленное движение накапливается знанием, привычным звучанием, уверенностью в пальцах, и в какой-то момент темп сдвигается сам, как будто сложившись внутри. А потом хочется ещё быстрее! И – получается. А если не хочется, но думаешь – надо сдвинуть темп, то происходит зажим, и пальцы становятся как будто деревянными, непослушными.
Но есть и другой путь для того, чтобы научиться играть в быстром темпе. Близкий по сути, но всё-таки более целенаправленный.
Как-то наш учитель Ирина Алексеевна Липатова процитировала замечательного педагога Надежду Иосифовну Голубовскую:
Нужно, разучивая вещь, пройти всю шкалу метронома, от самого начала, сдвигая метроном на такие маленькие деления, чтобы не почувствовать разницы в темпе. И в таком движении по чуть-чуть можно дойти до немыслимой изначально скорости.
Я занималась так, когда готовилась к сдаче экзаменов, когда не было времени на ожидание внутренней готовности.
Потом для меня эта мысль стала всеобъемлющей: что бы ни происходило, надо пройти «всю шкалу метронома», нельзя перескочить что-то либо на пути, всё равно придётся вернуться к пропущенному. Иначе задуманного не достичь цели.
Алла Азарх,
учитель музыки