Мне очень нравятся этюды. Для меня это – возможность. Возможность озвучить простые понятные мысли.
Я имею в виду лёгкие этюды, которые считаются обучающими упражнениями. Конечно, они развивают какие-то технические приёмы. Но они ещё и помогают почувствовать интонацию музыкальной фразы, разность настроения в зависимости от темпа и расставленных акцентов. И всё это на доступном в данный момент техническом и эмоциональном уровне. Это как небольшие зарисовки. Без претензии на глубину и значительность. Без какого-то внутреннего требования и обязательства.
Этюды можно играть медленно. Можно, если захочется и при этом получается, быстро. Но главное – с этюдами можно играть шёпотом-шелестом или бравурно-громогласно, слушая то одну руку, то другую, пробуя разные штрихи и акценты. И в этих поисках-фантазиях открываются новые звучания, новые краски, и появляется лёгкость в движении, уверенность, желание бега, полёта. И спустя время – ощущение этого бега, полёта на уже знакомых для пальцев и слуха сочетаниях нот.
У гамм сходная задача – на коротких дистанциях, на небольших участках научить пальцы бегать. Такой бег по дорожке с препятствиями. Препятствий немного – бемоли, диезы, неправильные пальцы, но о них вечно спотыкаешься. Главное же ощущение от гамм – неинтересно, потому что на этой дороге вверх-вниз нет событий – впечатлений. И хочется быстрее преодолеть дистанцию. А когда спешишь, то сбиваешься, раздражаешься, и не получается главное – ровный и лёгкий бег.
Но если слушать – любоваться звуками в спокойном движении, то становится приятным и интересным подъём вверх, спуск вниз, сочетания расходящейся гаммы, появляется интонация движения к цели. А потом приходит и скорость: от того, что дорожка знакома, хожена-перехожена, возникает уверенность, появляется лёгкость, можно бежать хоть с закрытыми глазами – не собьёшься с пути!
Алла Азарх,
учитель музыки