Мажор и минор
В детстве меня здорово сбили с толку, показывая мажорное и минорное звучание. Обычно, чтобы ребенок «лучше услышал» разницу, мажорное трезвучие или мажорную гамму играют громко, энергично, а минорные сочетания – тихо, грустно. И у меня сложился не звуковой образ, а впечатление: громко-активно – мажор, тихо-уныло – минор. А потом я никак не могла понять, что происходит: слышу весёлую музыку, а она, оказывается, в миноре. А то, что минор может придать радости нежность, мечтательность, но при этом саму радость не исключает, мне и в голову не могло прийти.
Мне кажется, чтобы почувствовать разность звучания минора и мажора, они должны прозвучать одинаково по силе звука и прочему наполнению, их надо сыграть равнодушно. Тогда будет слышна суть тональностей, а не особенности исполнения.
Осанка
Когда-то на уроках Ирина Алексеевна Липатова, замечательный и прославленный педагог, говорила детям: «Ты – король, а рояль – твоё королевство!» И тут-то появлялась королевская осанка и ощущение – я всё могу!
Это взаимосвязанные вещи: если получается, то и спина выравнивается – чувствуешь уверенность и удовлетворённость, а если сначала выровнять спину, то это задаёт очень хороший тон, уверенный, спокойный. И – получается!
Долгое время мне нужно было себя именно так настраивать: сначала осанка, и при этом возникает ощущение собственной значимости, возникает уверенность, что занимаюсь своим делом, что передо мной мои владения (клавиатура), где я чувствую себя хозяйкой, а потом уже – звук. И тогда звук получался полным, насыщенным, ярким. К тому же ровная спина и спокойно расправленные плечи как будто сбрасывают груз всех мыслей и забот и дают возможность полностью – телом и душой – уйти в звучание, в нотный текст.
Сейчас иначе – я подхожу к пианино, и плечи распрямляются сами, освобождая от всего, что вне музыки. И из этой свободы – души и тела – появляется точное и яркое звучание.
Я думаю, так во всём – чем свободнее и увереннее себя чувствуешь, тем точнее и ярче твои жизненные шаги.
Алла Азарх,
учитель музыки