Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Речь должна быть связной!

Записки мамы четверых детей из серии «Одиночество мне не грозит»

Марина Юрьевна Кобзева – мой учитель математики так часто повторяла одну фразу, что она запомнилась мне на всю оставшуюся жизнь (полагаю – не только мне одной). Звучит она так:

Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.

 

Уже во взрослой жизни я встретилась с высказыванием К.И. Чуковского вроде бы обратного содержания:

Воспитание речи есть всегда воспитание мысли!

Продолжая свое повествование, писатель, утверждает:

Одно неотделимо от другого. Получается - не имеет значения, что стоит первым.

Признаемся — кто из нас не мечтает, чтобы его ребёнок, достигший дошкольного возраста, умел грамотно формулировать свои мысли, красиво рассказывать разные истории, логично рассуждать над задачами, другими словами – чтобы его речь была правильно построенной и связной. А для этого, уважаемые родители, от мечты необходимо переходить к делу!

Под связной речью понимается развернутое, логическое, последовательное и образное изложение какого-либо содержания.

Развитие речи происходит постепенно с усложнением детской деятельности и форм общения с окружающими людьми. Годовалый малыш выражает свои мысли и чувства отдельными восклицаниями и междометиями, которые понятны лишь тем, кто находится в тесном общении с ним. Всего лишь через год подросший двухлетка уже способен выражать свои мысли фразами. Но не так правильно, последовательно и связно, как хотелось бы. Тут-то и необходимо педагогическое воздействие взрослых.

Как бы ни радовал забавный детский язык с его совершенно чудесными «тяпиками» (пальчиками) и «мумохорами» (мухоморами), родительский долг — помочь своему чаду овладеть навыками последовательной и связной речи. 

В исследованиях В.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.М. Леушиной, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и других учёных дана детальная характеристика особенностей двух форм связной речи (диалог, монолог). В них доказано, что у маленьких детей диалог предшествует монологу.

Диалогическая речь формируется раньше монологической, являясь для нее своеобразным трамплином, поэтому необходимо развивать этот вид речи. Среди разнообразных методических приемов и средств самым эффективным способом воздействия является сюжетно-ролевая игра, поскольку именно в игровой деятельности наиболее успешно формируются и автоматизируются навыки устной диалогической речи.

Для того, чтобы дети научились строить речевую коммуникацию в диалогическом общении друг с другом, им предлагаются сюжетно-ролевые игры, например, «Дочки-матери», «Чаепитие», «Приготовление обеда», «Семейный ужин», «Готовимся к празднику», «Прогулка в парк», «Магазин», «Парикмахерская».

В ходе игры выявляются умение детей использовать в речи принятые в обществе устойчивые речевые формулы приветствия («Здравствуйте», «Добрый день», «Добрый вечер»), прощания («До свидания», «До встречи»), просьбы («Пожалуйста»), благодарности («Спасибо»). Также выявляется умение вежливо обращаться к собеседнику. Рассматриваются умения ребенка отвечать на вопросы взрослого, задавать вопросы, а также умения обмениваться репликами.

Как правило, игры, в которых дети могут опираться на свой личный опыт, воспринимаются ими легко.

А такие игры, как «Космос», «Театр», «Военные игры» («Пограничники», «Танкисты», «Летчики») требуют от детей расширения их знаний об окружающем мире, проведения работы по расширению словаря. Взрослому перед проведением подобных игр необходимо заранее почитать детям книги, показать иллюстрации или даже посмотреть с детьми художественный фильм на эту тему. Например, для проведения сюжетно-ролевой игры «Театр» родителям полезно сходить с детьми на спектакль в Театр юного зрителя.

 Моя детвора очень любит играть в «Доктора». Вот пара коротеньких диалогов, которые я успела подслушать:

— Доктор, почему у тебя крылья?

— Ну, потому что я попугай!

— Доктор-попугай! Ха-ха-ха!

Или:

— Доктор!

— Я лечу!

— Дай послушать сердце! Надо еще чуть-чуть полежать! Тебе надо сделать укол.

— Большой?

— Большой. Чик.

— Не больно.

А.М. Леушина, проводившая специальный психологический анализ, ситуативного этапа развития детской речи показала, что «…ситуативная речь ребёнка это, прежде всего, ярко выраженная диалогическая, разговорная речь».

Шаг за шагом ребёнок переходит к построению речи, независимой от ситуации. В психологических исследованиях показано, что элементы связной монологической речи появляются у детей уже в 2-3 года, а полный переход происходит к 4-5 годам.

Поскольку особое место в формировании связности речи дошкольников занимает наглядность, для практических занятий с детьми я выбрала богато иллюстрированную «Большую книгу заданий и упражнений на развитие связной речи малыша».

Вооружившись доброжелательностью, терпением и чувством юмора мы с моей детворой приступили к последовательному выполнению упражнений из этой книги. Начали с составления рассказов по нескольким сюжетным картинкам.

Вот, например, к картинкам истории про находчивого цыплёнка у трёхлетней Вари получилось следующее описание:

Это сломанное яйцо. Видишь – на нём трещинки! Из яйца вылупился цыплёнок. Он посмотрел на тучку. Взял маленькую доску и скорлупку. И сделал зонтик.

В сборнике содержится великое множество занимательных игровых упражнений. Помимо речевой деятельности, они развивают логическое мышление, воображение, внимание, память, познавательную активность и творческие способности ребёнка.

Для повышения мотивации к занятиям мы записываем детские рассказы на диктофон. Моему четырёхлетнему сыночку очень нравится такой приём.

Этот Петин рассказ мы записали осенью, после уборки урожая:

Сказка, как Петя читает сказки.

Сначала жил дед, потом – медведь.

Дед кидал репку в медведя. А медведь – в деда!

Потом он посадил морковку. А зайчик прибежал и съел.

Дед увидел и как закричит на весь лес: «Где моя морковка?!»

Потом дед посадил лук. Медведь его поел и убежал.

Потом морковку опять посадил. Зайчик прибежал и морковку съел.

Дед опять на весь лес закричал и начал репками кидаться.

Конец.

По самостоятельному рассказу ребёнка можно определить его речевой, умственный и эмоциональный уровень развития. К пяти годам дети начинают интенсивно овладевать монологической речью. Её развитие важно для подготовки к овладению чтением и письмом.

Надеюсь, что благодаря нашим совместным играм и занятиям мои дети смогут самостоятельно составлять повествовательные, описательные, объяснительные рассказы, творческие рассказы и рассказы-рассуждения, что значительно облегчит их жизнь в будущем статусе современных школьников.

Мария Кулыванова

280


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95