Предприниматели — особые люди. Дело даже не в том, что герои. Хотя героического много, одно решение — делать свое — чего стоит. Особое в предпринимателях — оптимизм. Посудите сами, это же каким жизнерадостным человеком надо быть, чтобы прорываться через это все. Через регистрации, бумажки, лицензии, аренду офиса, общение с проверяющими органами, много общения с проверяющими органами, банки, опять банки, судебные приставы, институты поддержки МСП, чиновники, налоговая, опять чиновники.
А продажи? Ох уж эти продажи. Пойдите продайте что-то в B2B! Сидит там какой-то дядя, поешь ему, танцуешь перед ним. Скажем, полгода танцуешь, сделал кучу бесплатной работы. А он тебе — раз — и ручкой помахал. А ты уже почти был готов наконец-то выплатить зарплату своей команде. И вроде как предъявить дяде нечего, потому что «ну вы понимаете, у меня сменился руководитель, у него другие приоритеты». Или нет, еще лучше: «Ну вы понимаете, у нас такая система закупок, она, как выяснилось, не позволяет заключить такой договор». ЕПОЗ он первый раз прочитал. И улыбается сочувственно так, заррррраза.
А команда? Ну, представляете, сколько нужно оптимизма, чтобы убедить людей нормальных, не под кайфом и не бухих, работать с тобой в стартапе? Они же ищут стабильности, помимо всего прочего. У них же порой семьи, дети и домашние животные. А что ты им можешь предложить? Кассовый разрыв на 1 сентября? Или сомнительное удовольствие встреч в коворкинге? Или визитку с названием, которого никто пока не знает? Или зарплату, которая выплачивается так, что по ночам снится талмуд уголовного кодекса? Как привлечь-то?
Только оптимизмом и верой в будущее. Только перспективой и надеждой. Только великим. Ну, или необычным. Приходится поневоле быть оптимистом. Потому что, если расслабишься, не поверят. Нельзя просто так взять и излучать оптимизм. Хренушки, дураков нет, моментально раскусят. Надо действительно быть оптимистом и верить в будущее. Тогда речь будет проникновенной, тогда с тобой пойдут. А представляете, сколько на это тратится энергии? Встаешь с утра в 6 и думаешь, как и кого помотивировать. Едешь в офис и крутишь в голове разговоры. Чтобы такого сказать, чтобы работал? А он, тот самый важный член команды, которого ты искал полгода и которому платишь больше, чем себе, сидит нога на ногу и говорит: «Как-то я чувствую, что теряю мотивацию». И улыбается грустно так, заррррраза.
А если вы думаете, что оптимизм надо генерировать только в первые несколько месяцев, то вы заблуждаетесь. О, как вы заблуждаетесь! Если очень повезет, то ваш стартап начнет вас подкармливать года через два. Будет чудом и успехом, если через четыре года вы сможете извлечь из него материального больше, чем из непыльной работенки такого вот сидельца в корпорации, не знающего ЕПОЗ, как из первого абзаца.
Будет весьма круто, если через шесть лет вы выйдете из бизнеса, из операционного управления или совсем, продав долю, и получите возможность отдышаться. Сколько же надо оптимизма, чтобы выдержать этот шестилетний (оптимистично) марафон. А инвесторы? Вы правда думаете, что инвесторы — няшки, которые помогают развивать бизнес? Come on! Вы с ними ох как наплачетесь. Ведь сперва как? Оптимистично пустили в компанию, очень деньги потому что нужны. А они оказались упырями, и вы год за годом оптимистично живете в одной лодке.
Итак, ты приходишь с утра в офис. Одним глазом смотришь на банковский счет, думая, где бы кредитнуться, чтобы выплатить аванс. Другим — на письмо любимого инвестора с очередной порцией неконструктивного рычания. В дверь стучит демотивированный член команды, поглаживая заявление по собственному. А у тебя — хорошее настроение. Потому что, несмотря ни на что, ты продолжаешь верить в будущее. А в окно смотрит весеннее солнце. И улыбается тепло так, заррррраза.
Дмитрий Волошин
Источник