Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

На экране — стиляга, на бумаге — новый Блок

Антон Шагин — воскресший пророк модерна?

Среди современных поэтов особенный интерес у меня вызывает Антон Шагин. Тонкое чувство слова и самобытное подражание классикам золотого века не может не впечатлять. Но самое удивительное, что большинство людей знают Шагина исключительно как одного из самых популярных российских актёров.

 

Антон Шагин родился 2 апреля 1984 года в городе Кимры Калининской области.

В четырнадцать лет тяжело перенёс смерть матери, и впоследствии написал стихотворение «Маме»:

Лицо твое увидят эти буквы.
При слабом освещеньи ночника,
Ты мальчиком брала меня на руки
И пела песнь про белого бычка.
И словно бы в горах по серпантину
Я плыл,чтоб покорить вершину 
Двухъярусной кровати сбитой дедом
При помощи запойного соседа.
И по утру щекой к щеке мы прижимались,
Разглаживая за ночь заспанные складки.
Ты говорила, будет все в порядке
И мы на целый день с тобой прощались.
И я запомнил: будет воскресенье 
И мы отправимся с тобой на дачу,
А там полно не собранной клубники,
Но пенье птиц не утешает плача.
Отправимся, давай, с тобой сейчас,
Оставим все заботы и тревоги.
Мы вместе на одной дороге,
Где нет преград и нет разлук для нас.
Тебя в пути оберегать я стану,
Нелепо под руку ведя сквозь водоём,
Пройди вперед, я не отстану,
Чтоб не нарушить связь времен.
Живым останется живое.
Пускай лишь о тебе в воспоминаньях,
Вдруг, промелькнет хоть капельку былое,
Что дорого так моему сознанью.
И вот, пока подробности не ясны, 
Исчезновенья твоего я не приму.
Все ягоды мной собраны напрасно, 
И страшно оставаться одному.
Тебе одно лишь должен я сказать 
За жизнь спасибо и за свет в углу.
Когда я ночью подхожу к окну -
Я знаю там кого мне ждать.

Шагина мы знаем по таким картинам, как «Стиляги» (играл главную роль Мэлса), «Союз спасения» (исполнял роль Кондратия Рылеева), экранизациям «Бесов» (Пётр Верховенский) и «Хождения по мукам» (Бессонов).

Но мало кто из нас знает Антона Шагина как поэта, а жаль!

Вот, к примеру, стихотворение, которое исполнил актёр, играя в «Хождении по мукам» Алексея Бессонова:

Снегоносит зима, снегоносит,
над простором земли кружит.
Мир печальнее стал за осень,
как бы заморозки пережить.

Я не верю, что нету Бога.
Пусть молитва моя как ручей,
в полушёпоте русского слога
потечёт от свечи к свече.

В ожидании чего-то большого
замирает от страха душа.
Смерть стоит на посту часового
хладнокровно не мельтеша.

Вой метели, как будто живое,
что-то выхода просит себе
и кружит, и кружит сединою -
полновластной хозяйкой земле.

По замыслу авторов экранизации, это стихотворение принадлежит перу экстравагантного русского поэта эпохи позднего модернизма Алексею Бессонову. Интонация подобрана точно, она внушает ужасающее предчувствие «чего-то большого». Зная сюжет книги, мы понимаем, что в данной ситуации имеется в виду революционные события.

Восхищает особая геометрия художественного пространства: тут по своим траекториям грациозно движется зима, молитва-ручей. И при этом недвижимой остаётся смерть, олицетворенная поэтом в образе часового, что придаёт ей суровости и твёрдости.

Особое внимание поэт уделяет стихиям: тут и ветер, и огонь, а также таинственная и бурная стихия русского слова.

Своя роль в стихотворении предоставлена символам, которых здесь довольно много (зима, свеча, молитва, ручей, часовой, смерть и так далее). Эти символы вступают в свой разговор со слушателем.

На мой взгляд, стихотворение не может не пленить душу восприимчивого читателя.

Для контраста приведу в пример стихотворение совсем иного толка, рассчитанное на детей. Называется оно «Карандаши»:

Карандаши между собой
Спор затеяли пустой.
Кто кричит :"Мой жёлтый цвет-
Им рисуют солнца свет,
Потому я самый главный ,
Мной любуются все дамы!"
Возразил ему в ответ
Карандаш, имевший цвет
Восхищенно ярко красный :"
Среди вас-
я самый классный !
Мной рисуются сердца -
Вот в чём, желтый, разница".
Тут же чёрный карандаш ,
Вдруг пошёл "на абордаж"
И сказал:" А флаг пиратский?
Ведь раскрашивают мной!
Потому , что цвет мой- адский.
Я в коробке основной!"
- "Нет! Зелёный карандаш!
Я- командующий ваш!
Прорастаю и живу ,
Все рисуют мной траву!"
И поднялся крик и шум,
Тут, оранжевый молчун,
Вдруг сказал :" Ан , нет друзья!
Всех важнее -только я !
Среди вас, я господин !
Мной рисуют апельсин".
Карандаш со стороны :
"Эй вы , споры нам вредны!
Я "простой" и для меня
Чужда эта трескотня.
Будьте проще, хватит споров
И взаимных всех укоров
Каждый свой имеет цвет
При рождении на свет.
В мире все цвета равны!
Жить давайте без войны!"

Эти стихи — детские. В них Шагин не поскупился на умилительные юмористические конструкции и забавные образы.

При этом задумка вполне осмысленная: лирик задумывается над сложной, вечной проблемой. Определить эту проблему можно как проблему неравенства или же (если более широко) как проблему взаимоотношения людей и различных групп в обществе.

Карандаши спорят между собой, кто главнее и "класснее". Свою позицию автор не скрывает и прямо её выражает в самом начале: спор, по мнению Шагина, пустой.

Выразителем авторской позиции становится "Карандаш со стороны". Он говорит:

В мире все цвета равны!
Жить давайте без войны!

Сам поэт прибавляет к стихотворению комментарий: "Безо всякой политической подоплёки".

Так Шагин отстраняется от происков всевозможных политически-ангажированных критиков, которые могут его обвинить, к примеру, в симпатии к социализму.

Язык здесь простой, понятный для ребёнка. Однако взгляните на эпитет, которым охарактеризован красный цвет: "восхищённо ярко-красный". Как всё-таки талантливо Шагин подбирает слова, великолепное чувство языка!

Третее произведение, которое я хотел бы взять, возвращает нас к современности, при этом его стиль и эстетика, как и в первом, остаётся элитарной и классической.

Оно не имеет названия:

И вот смерть отступает.
А wi-fi не словить.
Кто-то сетью играет -
Рвёт воздушную нить.
Мочки ночи набухли -
От количества звёзд.
Солнца блики потухли -
Водосточных берёз.
Я один в Пятигорске.
Сам себе менестрель.
Дальних птиц отголоски
Разливает апрель.
Не жалеет раздачи.
Я налит до краёв,
То ли музыкой плача,
То ли музыкой слов.

Перед нами стихотворение-впечатление, великое множество подобных написано в том числе Пушкиным и Тютчевым. Оно захватывает несколько художественных композиций и отпечатывает между ними потоковую тональность многогранного мышления. Очевидно, что поэт стремится вывести на бумагу широкий и обстоятельный ход мысли. Мысли высокой и художественной.

Первые строки не лишены сарказма. Казалось бы, смерть отступает, но должному успокоению мешает новая проблема — невозможность войти в интернет. Союзом "а" "трагизм" этого обстоятельства ставится наравне с трагизмом самой смерти! Интересно, над кем смеётся Шагин — над современным обществом или же над самим собой?

Далее поэт вырисовывает новую художественную фигуру: некая сущность, выведенная неопределённым местоимением "кто-то", "рвёт воздушную нить". Эта метафора, рисующая мировую паутину материально более наглядной "воздушной нитью", вводит современные реалии в художественное пространство лирика.

Возникают крайне оригинальные образы, и разгадать их отнюдь не просто.  Тут и "мочки ночи", потухшие на звёздном небосводе, и "солнца блики водосточных берёз".

Откуда у ночи мочки? При том, если принять, что в мире произведения они у ночи есть, то значит, есть и лицо, и уши, и всё остальное. Но где попытаться всё это разглядеть? И стоит ли?

Но очертания лица ночи это ещё ничего. Куда более замысловат второй образ. Здесь блики обрастают с обеих сторон уточняющей характеристикой. Но разобраться в бликах от этого лишь сложнее. Имеются в виду блики солнца или неких "водосточных берёз"? Неужели и того, и того?

Предполагаю, что сей хитровыдуманный образ призван наполнить эти самые "блики" живым колоритом, который должен проглядываться через строки.

Впрочем, подобный анализ не всегда необходим. Рискну предположить, что нашем случае загадочные образы не нуждаются в логических обоснованиях, их функция иная. Они представляют собой краску, которой поэт насыщает свой вербальный пейзаж.

Далее появляется лирическое "я", помещённое в положение одиночества. Возникает хронотоп. Место названо прямо, а время представлено красивыми и масштабными фигурами, приводящими слушателя в полёт навстречу "отголоскам дальних птиц".

Какое грациозно-живописное взаимодействие образов!

Апрель представлен не то чтобы активной сущностью, скорее яркой стихией времени, естественно, одушевлённой. Вероятно, апрель обобщает в себе всю соответствующую ему флору, но в данном контексте он выражен стаей птиц. Именно их действиями выражена стихия разгорающейся весны.

Последние строки создают таинственный финал. Герой "налит до краёв" музыкой плача или музыкой слов. Любопытное дело! Вот как возникает антитеза плача и слов? Логичнее ведь антитеза "музыки плача" с "музыкой смеха", а "музыки слов" с "музыкой красок".

Можно предположить, что плач в этом контексте безмолвный и неосмысленный, а его музыка представляет собой эмоциональный поток. Герой полон сентиментов или мыслей, окрашенных в горькие краски.

Вот вы и немного познакомились с молодым лириком, отражающим эстетику Блока и Бальмонта в эпоху метамодернизма.

Для нашей современной культуры Антон Шагин — весьма ценный творец, имеющий большие способности. Несмотря на подчёркнутую преемственность, Шагин — очень самобытный поэт. Его перо авантюрно играет с мотивами и фигурами, эпитетами и красками.

Олег Зверев

604


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95