Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

На полтона ниже...

Как один звук меняет всё

«Почему у диеза такой знак – решетка? – спросила меня ученица. – Мне кажется, что повышение тона показывает бемоль – у него хвостик тянется вверх!»

 

Я сама никогда не задумывалась – почему? Воспринимала эти вещи как данность. А тут стало интересно – и в самом деле, откуда такая запись?

И я провела маленькое исследование.

Оказывается, корень у диеза, бемоля и даже бекара – один - нота си.

Изначально ноты гаммы обозначались буквами латинского алфавита. Начинался этот нотный ряд с «ля», которое обозначалось буквой «а». Следующая нота была на полтона выше и обозначалась «b» - сегодня это «си бемоль». Если хотели, чтобы после ноты «ля» шла нота на тон выше (сегодняшняя «си»), то в букве «b» рисовали вместо кружочка квадратик. Это называлось «твердое (dur) или квадратное (carre) «b». У обычного «b» тоже появилось название – мягкое (moll).

Со временем любое повышение на полтона стало обозначаться «квадратным”b”», которое позже в записи трансформировалось сначала в квадрат (сегодняшний бекар), а потом в решетку – чтобы у бекара и диеза были разные значки.

Ну, а «b moll», то есть «мягкое «b» тоже несколько изменило форму – кружок стал похож на каплю, получило название «бемоль» и стало означать любое понижение на полтона.

***

Звуки проявляют себя по-разному в зависимости от того, кто рядом с ними. Совсем как люди, которые в разном окружении ведут себя по-разному или воспринимаются иначе.

Мне кажется, звук в аккорде – как человек в компании других. И в том, и в другом случае окружение задает тон, и звучание ноты, как действия или слова человека становятся составляющей общей картины. А вот звук в мелодии – это самостоятельное проявление характера, но все-таки оно связано с тем, что было раньше, зависит от фона (в музыке – от тональности) и поэтому тоже может производить разное впечатление.

Однажды моя ученица, подобравшая куплет знакомой песенки, спросила: «А что дальше? Мне кажется, дальше мелодия повторяется, но я же слышу, что она звучит иначе». Мелодия в самом деле повторялась, но в аккомпанементе были другие аккорды, и в сочетании с ними общее впечатление тоже было другим.

Я все еще не перестаю удивляться тому, как изменение одного звука в аккорде (например, смещение на полтона) может совершенно изменить краску, настроение. С точки зрения теории музыки – а как иначе, ведь получается другая гармония. Но меня удивляет это «чуть-чуть», которое меняет все. И еще удивляет, как точно это отражает жизненные «чуть-чуть»: иногда даже не слово, а тон могут изменить не только настроение, но и развитие событий.

Алла Азарх

 

308


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95