За первое полугодие на российских дорогах впервые за девять лет выросла аварийность — об этом свидетельствует статистика федеральной ГИБДД. Это не только печальный сам по себе факт (возросла, в частности, и смертность — почти на 3%), но и удар по плановым показателям: Россия стратегически борется за снижение числа ДТП, погибших и пострадавших в них. А значит, будут и оргвыводы — поэтому сейчас различные ведомства и автомобильное сообщество выдвигает свои версии. Основные из них разбирает «МК».
Число «учетных» ДТП — тех, которые попадают в федеральную статистику, — выросло впервые с 2014 года, после девяти лет снижения. Всего аварий с жертвами и пострадавшими произошло 56,2 тысячи — рост на 3,9%. В них погибли 5,9 тысячи человек — это на 2,9% больше, чем за первое полугодие 2022 года. Ранено 71 тысяча человек, что дает рост на 3,6%.
В самой ГИБДД выдвинули следующие версии. Во-первых, заметно изменилась логистическая карта России — маршруты с Запада и Балтики по неплохо оборудованным за последние годы магистралям заглохли из-за взаимных санкций, взамен ожили восточные трассы, ранее не сталкивавшиеся с таким потоком автомобилей. Скажем, в начале этого года уже говорилось, что резкий рост аварийности произошел на трассах, примыкающих к Казахстану — через эту страну сейчас идет значительное количество потребительского и иного импорта в Россию.
Вторая причина, которую предполагает ГИБДД, — рост числа поездок на личных автомобилях: внутренний автотуризм, в том числе в южные регионы, куда сейчас не летают самолеты, вызвал «обострение» трафика на трассе М4 «Дон» и ряде других. А где рост трафика — там и пропорциональный рост аварийности.
Позиция Минтранса по поводу причин роста аварийности на данный момент неизвестна — однако действия министерства в последние месяцы выдают еще одну версию происходящего: вслед за сообщениями о взрывном росте числа ДТП со средствами индивидуальной мобильности Минтранс начал готовить план действий по этому вопросу, включающих в себя, в частности, обязательную регистрацию СИМ (оснащение их номерными знаками), ужесточение правового режима их использования и штрафов за нарушения ими ПДД.
— Россия исчерпала запас легких решений по повышению безопасности (люди в массе пристегиваются, автопарк обновился, основные трассы в стране построены или в стадии завершения), — отмечает в своем блоге автоэксперт Александр Шумский. По его мнению, необходимо дальнейшее внедрение программ «нулевой смертности», аналогичных тем, что разработаны западными урбанистами (чаще всего эта концепция носит название Vision Zero).
Напомним, эта программа подразумевает максимальное физическое разделение потоков автомобилей друг с другом и отмежевание проезжей части от пешеходов. Поскольку же в ряде случаев физическое разделение невозможно (например, на городских улицах) — для этих мест выбирается максимальное замедление потока транспортных средств, вплоть до 20–30 км/ч, и искривление траекторий движения.
Применительно к двухполосным загородным дорогам (одна полоса в одну сторону движения) эта концепция предусматривает установку тросовых заграждений. К этому должно прилагаться по возможности расширение дорог — такие предложения неоднократно высказывал, скажем, профильный комитет Госдумы.
Источники «МК» в московских автосервисах предложили еще один, остающийся пока в тени, комплекс причин роста аварийности. «Если несколько лет назад больше всего было мелких ДТП — помятых бамперов, крыльев и тому подобного, то сейчас все серьезно, — рассказывает хозяин московского автосервиса Сурен Баблоян. — Перевертыши, столкновения на скорости на перекрестках, уходы в кювет опять же на большой скорости. Я не социолог, но, похоже, водители стали агрессивнее ездить в последние годы».
— Действительно, стали чаще сталкиваться с крупным кузовным ремонтом, в том числе поступают автомобили уже на запчасти, после «тотала», — рассказал «МК» мастер автосервиса по ремонту японских автомобилей. — По рассказам клиентов, несколько случаев в последние месяцы связаны с такси и каршерингом. Другие ДТП связаны с участием в уличных гонках — да, марка провоцирует гонять, особенно если под капотом под 300 лошадиных сил.
По словам мастера, от «гражданского» использования автомобилей люди все чаще переходят к «боевому» — иначе в московских условиях автовладение становится неоправданно дорогим и проблемным. «Две машины, которые мы обслуживаем, недавно сменили владельцев — первыми были мужчина-пенсионер и домохозяйка с детьми, вторыми стали спортсмены-любители, — рассказывает собеседник «МК». — Первое, что они сделали, был чип-тюнинг, а есть случаи, когда меняют двигатель и коробку на более спортивные, не оформляя это официально».
Иными словами, с ужесточением правил игры для автолюбителей потихоньку становится меньше тех, кто относится к авто как к бытовой технике (и использует осторожно) — и больше тех, кто ездит «назло правилам». А для этих людей — свои правила и своя бравада, связанная с высокими скоростями и риском. За подробностями можно обращаться к фильмам серии «Форсаж» или в клубы уличных гонщиков… А если так, то что удивляться, что аварийность растет?
Антон Размахнин