После жалобы сельского учителя президенту по поводу зарплаты, как у уборщицы, Владимир Путин потребовал разобраться с этой недопустимой ситуацией. В свою очередь премьер Мишустин поручил профильным ведомствам подготовить свои предложения по совершенствованию системы оплаты труда педагогов. Как повысить благосостояние педагогов и что мешает в этом вопросе государству, мы выяснили у экспертов.
В ходе большой пресс-конференции Владимир Путин пояснил, что ситуация, когда зарплата учителя высшей категории оказалась равной зарплате уборщицы, произошла из-за того, что размер МРОТ подняли до уровня прожиточного минимума. После этого у ряда работников, в том числе у уборщиц, зарплата выросла, а у учителей из-за другой методики расчета осталась на прежнем уровне. Эту проблему в ближайшее время и предлагается решить правительству.
Тем временем исследование одного из порталов по поиску работы показало, что средняя зарплата учителей в стране составляет менее 31 тысячи рублей. Самую низкую среднюю заработную плату в размере 20, 6 тыс. рублей педагоги получают в Волгограде. В большинстве регионов России заработок учителей варьируется в диапазоне 20-30 тысяч деревянных. Так, средняя зарплата педагога в Казани составляет 29 тысяч, в Краснодаре – 25,9 тысяч, Воронеже – 21,7 тысяч, Новосибирске – 21, 1 тыс. При этом больше всех получают учителя в Москве (51,6 тыс.), Санкт-Петербурге (35,1 тыс.) и Екатеринбурге (20,9 тыс.).
Самую высокую среднюю зарплату по стране получают учителя иностранного языка, на втором месте оказались преподаватели физкультуры, а на третьем – физики. Меньше всего приносят домой учителя биологии, химии, русского языка и литературы.
Мониторинг профсоюза «Учитель» и вовсе показал, что базовый оклад (обязательная часть зарплаты, которая гарантирована учителю за 18 учебных часов) педагогов ниже, чем МРОТ, в 60 регионах России. В 4 субъектах РФ размер базовой ставки не превышает даже 5 тысяч, а в 13-ти составляет от 5,2 до 7,5 тыс. При этом во многих регионах размер базового оклада не превышает 30%, а где-то и 15% от средней зарплаты по региону.
Как решить проблему с низкими зарплатами педагогов, нам рассказала оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова:
«Главная проблема состоит в том, что размер базового ставки учителя за 18 часов не привязан к фиксированной сумме. Не ниже МРОТ должна быть вся зарплата учителя, вместе с дополнительными часами, надбавками и стимулирующими. В результате во многих регионах базовый оклад педагога не превышает 6-8 тысяч, а общая зарплата иногда не доходит и до 20.
Изначально мы предлагали зафиксировать размер базового оклада на уровне 2 МРОТ по региону. Но даже если сейчас приравнять его к одному МРОТ, это значительно улучшит ситуацию с зарплатами учителей в регионах. Естественно, на это необходимо выделять дополнительные средства из федерального бюджета, а делать это пока не торопятся.
В период пандемии нагрузка на учителей очень сильно выросла - в среднем, на больничном одновременно находятся до 20% педагогов. Соответственно, остальным учителям приходятся заменять их на уроках. При низкой базовой ставке доплата за урок получается просто мизерной. Например, при ставке 6 тысяч она составляет немногим больше 50 рублей.
В результате учителя работают буквально на износ, а получают в качестве доплаты копейки. К тому же есть большие проблемы и с непрозрачностью начисления стимулирующих и премий. Педагоги часто даже не знают, сколько они получат в следующем месяце и не могут добиться от администрации четких объяснений по расчетам.
Кроме того, в майских указах президента было прописано, что средняя зарплата педагогов не может быть ниже, чем средняя по региону. Но здесь опять же есть поле для манипуляций, в ряде регионов включают в расчет завучей с заведомо более высокой зарплатой, где-то идут еще на какие-то ухищрения. В результате на бумаге кажется, то указы выполняются, а на деле мы видим, что заплата многих педагогов по-прежнему очень низкая по сравнению со средней по региону».
Светлана Цикулина