Жанров театральных представлений великое множество. Какие-то из них существуют на протяжении веков (как, например, драма или опера), некоторые обрели популярность в прошлом столетии (к таковым можно причислить мюзикл, — а в российских театрах подобные зрелища стали появляться лишь в начале 2000-х годов), или совсем недавно (о социальном театре или театре горожан зрители узнали буквально несколько лет назад), но есть и те жанры, с которыми мы знакомы давно, однако в действительности знаем о них куда меньше, чем кажется.
Театр кукол — одно из таких явлений зрелищного искусства. Рассмотрим самые распространённые заблуждения и ложные факты о нём — это поможет иначе взглянуть на те представления, главные действующие лица которых — куклы. В театре они — не игрушки, с которыми почему-то вздумалось играть взрослым людям, а полноценные персонажи.
Кукольный театр
Начнём с наиболее часто встречающегося, но не очевидного для зрителей. Зато оскорбительного для актёров-кукольников и всех тех, кто связан с театральным волшебством, которое «творят» куклы. Называть этот вид искусства «кукольный театр» не стоит — это некорректно. В первую очередь, потому что данное словосочетание словно приписывает все заслуги куклам, сводя к минимуму труд актёров. Важно помнить, что за каждой куклой стоит личность, артист. Единственный верный вариант названия — театр кукол (это несложно запомнить, потому что мы привыкли говорить «театр комедии», «театр оперы и балета», «театр пародий» и так далее).
Только для детей
Представления театров кукол, вопреки стереотипу, ориентированы не только на маленьких зрителей. Да, больше половины репертуара театров кукол в Москве и других городах — детские представления, обозначенные возрастными ограничениями 0+, 6+, 12+. Но спектаклей для взрослых не намного меньше. Например:
— «Турандот», «Жена мужа в Париж провожала», «Я — Сергей Образцов», «Старый сеньор и...» в Театре кукол им. С. Образцова;
— на сайте Московского театра кукол спектаклям для взрослой аудитории посвящён отдельный раздел;
— есть он и на сайте петербургского «Театра сказки» (называется «для детей 16+»);
— «Город детства» в петербургском театре «ТриЧетыре»;
— «Ромео и Джульетта», «Чайка» «Дон Кихот» в театре кукол г. Екатеринбурга
Возможно, спорное утверждение «театр кукол — для детей» столь широко распространено из-за того, что большинство путает театр кукол с бэби-театром (он действительно ориентирован на малышей, и большая часть таких спектаклей — именно кукольные, поскольку выдержаны в игровом формате). Да и в массовом сознании кукла — это прежде всего детская игрушка. Но мир кукол привлекает и взрослых.
Спектакли с участием кукол однообразны
Вовсе нет, консерватизм вообще не свойственен современному театру, в том числе и театру кукол. Это доказывает, к примеру, спектакль-вечеринка «Кто убил Фриду Кало?» в Театре им. С. Образцова (кстати, спектакль не детский, 18+). Режиссёр Борис Константинов выстроил действо таким образом, что актёры, куклы и зрители находятся в одном пространстве, без чёткого разделения по зонам, где они должны находиться. То есть, это не классическая ситуация, когда актёр — на сцене, а зритель — в зале. Ещё можно вспомнить социальный спектакль «Сказка с закрытыми глазами. Ёжик в тумане» Московского театра кукол (реж. — Наталья Пахомова), рекомендованный для просмотра незрячим зрителям (необходимо закрыть глаза и воспринимать информацию другими органами чувств — сказка состоит из множества шумов, голосов и ароматов, визуальная составляющая второстепенна).
Театральная кукла может иметь облик только человека или животного
Очередное спорное утверждение. В умелых руках артиста куклой может стать любой предмет, ранее бывший неодушевлённым. Один из ярких современных примеров такого зрелища — спектакль камерного театра «Среда 21» по повести Чингиза Айтматова «И дольше века длится день...». Созданный при поддержке Музея истории ГУЛАГа спектакль рассказывает о тяготах лагерной жизни в целом и о зигзагах судьбы одной конкретной семьи. В этой истории, конечно же, есть, куклы-люди, но в качестве полноценных персонажей (не предметов) задействованы также кружка, чемодан, фонарь, игрушечный паровозик... По ходу действа эти предметы трансформируются, меняют свои функции и рассказывают истории от своего имени. В ближайшее время (уже 1 мая) необычный спектакль можно будет увидеть в Саду им. Баумана (г. Москва).
Артистами-кукольниками становятся неудачники — те, у кого не получилось поступить на специальность «актёр драматического театра и кино»
Ну, уж это — всем заблуждением заблуждение! Кукольник не менее, а в какой-то степени даже более оснащён необходимыми актёру навыками, чем драматический артист. Будущие кукольники осваивают кукловождение в придачу ко всем тем дисциплинам, которые осваивают артисты драмы (то есть, объём знаний кукольников больше априори). И актёрское мастерство они тоже постигают, только название этой дисциплины в учебном плане соответствующее: «мастерство актёра театра кукол». Аналогичная ситуация и со сценической речью — «сценречь артиста театра кукол». Есть у них и ещё одна дисциплина, необходимая исключительно для этой специальности — «технология театральной куклы». Она знакомит студентов с тонкостями процесса создания кукол для различных видов представлений.
В театре кукол актёр всегда скрыт от зрителя ширмой
Нет, далеко не всегда. С 70-х годов прошлого столетия актёры постепенно начали выходить из-за ширм. А сегодня скрытый от взора зрителей актёр-кукловод — вообще редкость. Даже в спектаклях для самых маленьких актёры используют, как говорят в их среде, «живой план» и открыто демонстрируют процесс ведения куклы (например, именно так выстроен спектакль «Почему у собаки мокрый нос?» петербургского театра «ТриЧетыре).
Популярные спектакли театров кукол для взрослых зрителей
Несколько кукольных спектаклей, поставленных в разных уголках мира. Посмотрите их, посмотрите, сколь многогранным, глубоким и тонким может быть театр кукол:
«Песнь о Волге» (Театр марионеток им. Резо Габриадзе, Тбилиси)
«Я — Сергей Образцов» (Театр им. Сергея Образцова, Москва)
«Тысяча и одна ночь» (Башкирский государственный театр кукол, Уфа).