Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Не испоганить память

Это уже четвёртая книга известного тележурналиста, легендарного «взглядовца» Владимира Мукусева, на которую откликается «ЛГ». «Не стреляйте, мы ваши братья!» – продолжение вышедшей семь лет назад книги «Чёрная папка. История журналистского расследования». Это уникальное многолетнее расследование гибели в Югославии российских корреспондентов Виктора Ногина и Геннадия Куринного 1 сентября 1991 года, командировки на раздираемые гражданской войной Балканы, хождение по инстанциям, многочисленные обращения к коллегам дали наконец результат: указом президента журналисты Ногин и Куринной посмертно награждены орденами Мужества, а по поводу их гибели было возбуждено уголовное дело. Надеемся, что теперь будет выяснено доподлинно, кто их убил и где их тела.

Приводим отрывок из книги Владимира Мукусева.

Нет такого российского СМИ, куда бы я не обращался за эти годы с одной единственной просьбой: «Коллеги. Один раз в год, 1 сентября, напоминайте своим читателям (зрителям, слушателям, пользователям интернет-издания) о трагедии, произошедшей в Югославии с нашими ребятами. И задавайте всего один вопрос: «А почему, собственно, родное государство, ты ничего не делаешь для того, чтобы разобраться с этой историей?» Один раз в год. Десять строчек газетной полосы или 10 секунд эфира! Прошу!!! Бесполезно. Не откликнулся практически никто. Даже «либеральная», популярная разговорная радиостанция, к созданию которой я имел некоторое отношение. Каждому ведущему журналисту, имеющему свою, ЧАСОВУЮ, еженедельную передачу, заместителям главного редактора и самому Шефу я передал экземпляры своей «Чёрной папки». Послал в печатном и электронном виде. В ответ – тишина. А ведь тем самым наши журналисты убивались второй раз. «Гордым», а по сути трусливым молчанием. Если бы только молчанием.

Примерно за год до двадцатилетнего печального юбилея я позвонил, как бы мне это не было неприятно, в приёмную начальника Первого телеканала с просьбой о встрече. Идея была проста – передать туда свою готовую рукопись будущей «Чёрной папки», написанной в виде сценария документального фильма о погибших журналистах. Мне казалось, что фильм, сделанный именно в «Останкине», в том доме, из которого они 20 лет назад уехали в последнюю в своей жизни командировку, и показанный в начале сентября 2011 года по Первому каналу, будет достойным знаком уважения к памяти наших коллег. Через неделю меня милостиво согласился принять один из заместителей Эрнста. (Того самого Кости, который когда-то слёзно просился к нам во «Взгляд»). Самому небожителю было не до меня и, как мне объяснили «… Константину Львовичу не до всех этих ваших мелочей и ерунды». И вот я иду по до боли знакомому зданию на Королёва, 12, где, как пишут в мемуарах, «… прошли лучшие годы моей жизни». Но сначала немного истории.

Кто-то посчитал, что длина коридоров Останкинского телецентра составляет более 25 км, а уж сколько различных помещений – наверное, не сосчитать. В каждом из них круглосуточно (не знаю, как сейчас) работали люди, специалисты самых разных специальностей и профессий. Их было почти 20 тысяч человек – большинство из которых за 14 лет работы на ЦТ, я так и не увидел. Благодаря моим начальникам и учителям – Евгению Широкову, Эдуарду Сагалаеву, Андрею Меньшикову, Виктору Осколкову, Анатолию Лысенко, Валентину Лазуткину и многим другим, их высочайшему профессионализму, житейской мудрости и бесконечному, порой ангельскому, терпению, я понял, хотя далеко не сразу, самую главную телевизионную истину. Телевидение – это не Я, телевидение – это всегда МЫ. Все мы, молодые и не очень, те, кого в лицо знала вся страна, и те, кого не было даже в титрах, от постового милиционера до буфетчицы и от всесильного председателя Госкомитета до младшего администратора, выписывающего пропуска, по сути, делали одно большое общее дело – создавали телевизионную картинку, с помощью которой миллионы и миллионы людей, сев к телевизору у себя дома, либо в общежитии, либо в казарме, либо бог весть где ещё, соединялись в народ, негодующий и одобряющий, смеющийся и плачущий, мечтающий и переживающий. При этом чувствующий, понимавший, видевший и скорее ощущавший, что где-то там, по другую сторону экрана, работают люди, главной целью которых было не просто «…информировать, просвещать и развлекать граждан Страны Советов», как об этом писалось в газетах, а искреннее желание принести в их дома тепло и добро, сделать, насколько это возможно, их жизнь легче, светлее и радостнее.

Конечно, была и пропаганда, то есть откровенное враньё про строительство «светлого коммунистического завтра», не имевшая к реальной жизни простого советского человека, с бесконечным дефицитом всего и вся, нищенскими зарплатами, кагэбэшными стукачами в каждом коллективе, никакого отношения. <…> Но телевидение не вызывало отторжения и злости. Мало того. Журналисты, особенно вдали от Москвы, встречались местными жителями как самые дорогие гости, как почти родные люди. Их настолько искренне уважали, что нехватки в помощниках при подготовке съёмок, обеспечения приехавших жильём, транспортом, питанием, тёплой одеждой, если нужно, как это обычно бывало на Севере или на БАМе, на Камчатке или на Памире, не было. И делалось это абсолютно искренне, вовсе не за то, чтобы потом «попасть в кадр». Пригласить телегруппу после съёмок на ужин к себе домой за честь почитали не только принимающие «начальники», а самые простые и незнакомые люди. И то тепло, которым они щедро одаривали нас, ничего не прося взамен, журналисты, все телевизионщики пытались вернуть своими передачами и фильмами этим людям, а по большому счёту нашей огромной стране. Когда мы рассказывали не только о «достижениях», но и о проблемах и бедах. Смею думать, что советское телевидение со всеми его недостатками было национальным достоянием, вызывавшим настоящую гордость за страну и искреннюю любовь к его работникам... ...

Прошло три десятка лет – миг в истории. И ничего этого не стало. Сегодня журналист телевидения – это провокатор, зло, беда, которая вопреки твоему желанию и воле может в любой момент ворваться в твой дом и разрушить его, это подлость и мерзость, это копание в грязном белье, это бесконечное враньё и лизоблюдство, одним словом, это враг, а в лучшем случае – просто гад. Само понятие «журналистика» на телевидении давно стало равным слову «проституция». Кто же мог предположить, что «Останкино» отдадут «на кормление» тем, кому будет глубоко наплевать как на мёртвых, так и на живых-то журналистов, которых уберут с бывшего ЦТ и заменят «подберёзовиками» – пропагандистами. С единственным заданием Бориса Абрамовича Березовского, упокой его душу грешную, заставить страну любой ценой выполнить волю хозяина – проголосовать не головой, а «сердцем», как когда-то у них получилось в 1996-м. <…>

То доброе, хорошее, талантливое, что, безусловно, есть на телевидении и сегодня в развлекательной сфере, перечёркивается так называемыми новостями, плохо упакованной ложью о наших «достижениях», бесконечными «шоу бесноватых» с ведущими, больше напоминающими ходячие помойные вёдра с нечистотами, которыми они щедро делятся со зрителями, превратив телевизионные каналы в канализационные. К одному из «авторов» этого чудовищного превращения я и шёл по родным когда-то коридорам «Останкина».

«Я даю вам пять минут. Дальше у меня важная встреча. Так чтоб без лирики» – молодой хозяин кабинета, бросив мне это, не поздоровавшись и не предложив сесть, тут же уткнулся в свой мобильник. «Ну, что же, говорите, время-то идёт», – повысил он голос, не поднимая головы. Коротко рассказав историю гибели ребят, я перешёл к главному, ради чего пришёл и готов терпеть хамство и унижение, то есть к предложению снять фильм к 20-летию гибели журналистов, дать его в эфир, тем самым попробовать сдвинуть с мёртвой точки расследование и поднять вопрос о награде… «Ну, хватит», – резко перебил меня заместитель. – Всё это я уже где-то слышал, давайте к делу». Обрадовавшись и внутренне обругав себя за первое плохое, вероятно ошибочное, впечатление о хорошем, деловом человеке, я стал открывать папку, чтобы вытащить сценарий, и заметил разительную перемену, которая произошла с моим собеседником. Он резко поднялся из-за стола и стал напоминать сеттера, почуявшего дичь, буквально впился глазами в мои руки, достающие бумаги. Взяв сценарий, он повертел его в руках, устало плюхнулся в кресло и спросил тоскливо: «И это всё?»

Ещё не понимая, чего от меня ждал этот большой теленачальник, я стал говорить о том, что у меня много уже снятого материала там, в Костайнице, и что его можно будет исполь… «А где всё остальное? Ну там, конверт, что ли. Или в чём ЭТО у вас?» – резко перебил меня хозяин кабинета. И видя мою растерянность, он вдруг начал издавать странные звуки, вроде как булькать, причём всё громче и громче. И я понял – он смеялся, причём не просто смеялся, а громко хохотал, запрокинув голову и обнажив свои кривые зубы. Это была почти истерика. Вероятно, я был первым в его телевизионной жизни, кто пришёл к нему без ЭТОГО. Он крутил головой, подпрыгивал на кресле и бил ладонями себя по ляжкам. Я уже готов был резко прекратить всё это, вбив кулаком его хохот вместе с зубами в его поганую пасть. Но тут увидел на стене маленькую фотографию. На меня грустно смотрел мой ученик и друг, коллега по «Взгляду» Владик Листьев. Вероятно, в этом, а может быть, в одном из многочисленных таких же кабинетов, в феврале 1995 года какие-то мерзавцы, изгнавшие нас из «Останкина», вот так же хохоча, обсуждали как «завалить Листа» и сколько это будет стоить. Им не нужны были те 16 миллионов долларов, которые нашли следователи Генеральной прокуратуры у убитого 1 марта 1995 года первого генерального директора Первого канала. Его убийцам нужно было «Останкино». Целиком. Весь этот огромный денежный печатный станок. И они его получили… Неслучайно первый следователь, который вёл дело Листьева, – следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры России Борис Уваров перед самой своей отставкой сказал мне грустно: «Дело-то ясное. Остались мелочи. Но кто-то очень не хочет, чтобы страна узнала, что убийц Владислава надо искать среди его ближайшего окружения. Я уйду, и дело развалят…» Так и получилось. Это громкое и чудовищно циничное преступление так и осталось не раскрытым…

Во всём произошедшем есть и моя вина. В начале 1993 года министр по делам печати Михаил Полторанин предложил мне возглавить Первый канал. Я отказался, сказав, что с бандитским и финансово-криминальным беспределом, творившимся тогда в «Останкине», должны бороться не журналисты, а правоохранительные органы. Вот когда это произойдёт и они победят, «приду я, весь в белом», и буду делать новое современное российское телевидение. В итоге случилось то, что случилось. Влад был застрелен. А мне надо было соглашаться, засучить рукава и идти разгребать и вычищать останкинские конюшни. Да, Листьев бы сел. И не он один. Причём надолго. Но он остался бы жив. И сегодня вновь радовал бы зрителей новыми программами и своим огромным талантом. И возглавь я «Останкино», уж точно не допустил бы в начальственные кабинеты всё это жлобьё и жульё…

Я ушёл из кабинета резко погрустневшего «телемагната» даже с каким-то облегчением. Я представил, с кем бы мне пришлось общаться, если бы я нашёл деньги на кино и начальники Первого канала всё-таки решили бы его делать и рассказать о моих погибших в Юго­славии друзьях-журналистах. Бог не дал испоганить чистую и светлую память о них…

Владимир Мукусев

516


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95