Россияне все чаще выбирают колледжи, потому что учиться в старших классах скучно и сложно, а денег на репетиторов перед вузом нет.
«Неуспешных» детей продолжают выдавливать в колледжи, потому что для администрации место в рейтинге подчас оказывается дороже даже подушевого финансирования. Сразу стоит оговориться, что так происходит не со всеми и не везде, но все же подобная практика продолжает существовать. Ученики нередко и сами чувствуют, что не тянут школьную программу, и выбирают колледжи, потому что денег на подготовку к поступлению в вуз и оплату обучения у них все равно нет. Такой подход с их стороны выглядит весьма разумно. Тем более что в России давно ведутся разговоры о нехватке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, и о том, что далеко не всем школьникам нужно в вузы. Проблема в том, что школы часто даже не пытаются быть интересными, и, видимо, только рады избавиться от учеников, которые доставляют им столько хлопот.
О том, что в последние годы среди молодежи растет популярность среднего специального образования (СПО), говорят результаты мониторинга Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ЦЭНО ИПЭИ) РАНХиГС. Исследование, которое специалисты проводили в Москве, Ивановской и Свердловской областях, показало: почти 40% россиян в возрасте 23-29 лет получили только среднее профессиональное образование. Среди респондентов в возрасте 31-36 и 41-46 лет таких оказалось на 10% меньше.
Причины, по которым школьники после девятого класса идут в колледжи, во всех поколениях примерно одинаковы: возможность раньше начать работать и недостаток средств для обучения в вузе. При этом двадцатилетние вдвое чаще остальных говорят о том, что не тянут программу.
«Таким образом, чаще всего к выбору среднего профессионального образования людей толкает не надежда легко найти работу и хорошо зарабатывать, а отсутствие интереса к учебе или сложность обучения в старших классах, а также вопрос нехватки средств для оплаты высшего образования», — отмечают авторы мониторинга.
Выходит, что новые поколения учащихся хуже своих предшественников справляются со школьной программой. По мнению директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС Татьяны Клячко, это проблема и самой программы, и поколения, и учителей, которые пытаются учить по-новому. «Поскольку учитель отвечает больше за скорость прохождения программы, чем за то, сколько ребят ее освоили, мы видим такой результат», — объяснила Клячко.
По ее словам, когда предлагалось нормативно-подушевое финансирование, казалось, что за каждого учащегося школы должны держаться. «На практике же сдача ЕГЭ на более высокие баллы и рейтинг школы оказались для администраций более серьезными критериями успеха, чем сохранение такого контингента учащихся», — заметила собеседница «Росбалта». Поэтому школам иногда «выгоднее» выдавить неуспевающего школьника в колледж, чем сохранить его, и такая практика до сих пор существует, хоть и противоречит экономической логике, полагает эксперт.
С одной стороны, на фоне разговоров о нехватке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена тот факт, что школьники, наконец, развернулись к СПО, можно было бы оценить как позитивный, заметила она. Но многие региональные колледжи просто не готовы к наплыву молодежи: не хватает преподавателей, мастеров производственного обучения, оборудования, что приведет к снижению качества обучения, опасается эксперт. «Если уж молодежь пошла в колледжи, сейчас нужно было бы уделять максимум внимания именно этому уровню образования. Потому что с неэффективными вузами вроде разобрались», — отметила Клячко.
Чаще всего в колледжи идут на направления, связанные с торговлей, экономикой и финансами, медициной, образованием. А вот информационные технологии и инженерные специальности особым спросом не пользуются. Конечно, сегодня мало кто верит, что получив среднее профессиональное образование, можно хорошо зарабатывать. Поэтому 89% семей не очень довольны разворотом детей в сторону СПО, и по-прежнему хотят, чтобы они впоследствии получили высшее образование. «Примерно 30% выпускников колледжей через некоторое время все равно поступают на заочное или вечернее отделения вузов. Очень часто это означает, что они не будут работать по той специальности, которую получили в СПО», — говорит Клячко. А может зря?
По данным HeadHunter, спрос на рабочие специальности растет, а конкуренция на них невысока. «Рабочие профессии имеют неплохие перспективы. Так, в Санкт-Петербурге количество вакансий в профобластях выросло на 36%, при этом количество соискателей увеличилось всего на 5%, а в Москве разница между вакансиями и резюме составляет 17% и 7%», — отметили в пресс-службе сервиса.
В числе самых востребованных на рынке труда рабочих специальностей — грузчик, разнорабочий, электрик, сантехник, газовщик, сборщик мебели. Лучше всего в России оплачиваются услуги парикмахеров, водителей и сварщиков. Следом за ними идут массажисты, монтажники и водители-экспедиторы. Также высоким спросом на рынке пользуются профессии, связанные со строительством, в том числе с дорожным, нефтегазовой промышленностью и добывающими отраслями.
«Если говорить о зарплатах, сравнимых с заработными платами в области IТ, то для представителей рабочих профессий важную роль играет опыт и наличие подтвержденной квалификации. Высокие зарплаты — в среднем 80-100 тысяч рублей — предлагают сварщикам, монтажникам, мастерам по ремонту холодильных систем», — отметили в пресс-службе HeadHunter.
Так что многие рабочие специальности действительно могут обеспечить неплохую путевку в жизнь. Но лучше, если это будет осознанный выбор, а не бегство от школы.
По мнению Клячко, чтобы изменить ситуацию, нужно работать и с программой, и с критериями успешности школ. «Мы опрашивали родителей учащихся, и 75% говорят, что программу нужно менять. В каком направлении — они не знают, но видят, что детям не интересно. Учителя еще более радикальны, и говорят о том, что только 4% детей мотивированы на учебу, а для остальных нужны другие программы. Я думаю, учителя слишком радикальны, а вот оценка родителей соответствует правде жизни. Современные дети нуждаются в другой подаче знаний», — считает она.
Анна Семенец