Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Не услышал, как стукнуло 70

Культовый режиссер Кшиштоф Занусси не поехал на Римский кинофестиваль, чтобы представить там свою картину-номинанта. Этот день он «пожертвовал» Петербургу. С утра получил международную премию «Балтийская звезда», днем побежал общаться со студентами в Университет кино и телевидения. А вечером в киноцентре «Родина» его поздравили с семидесятилетним юбилеем поклонники. Были и цветы, и признания в любви, и ретроспектива фильмов мэтра. Чем сейчас живет режиссер и почему он так любит русских актеров, Кшиштоф рассказал «МК».

— На Римском кинофестивале представлен ваш новый фильм. О чем он?

— Фильм называется «Повторные визиты». На экране встречаются персонажи моих прежних картин. Они появляются в сегодняшнем времени. Героев играют те же самые актеры. И показывают их воспоминания — отрывки из лент, снятых 40 лет назад, 20 и 30. Это своеобразный подарок к семидесятилетнему юбилею, который я себе сделал. И зрителю ответил на главный вопрос: а что было с Ней или с Ним дальше? В «Повторных визитах» показано, у кого какая сложилась судьба. Весь фильм снимался в Польше.

— А если бы вы сделали «повторный визит» не героям, а себе? Как бы выглядел в ваших глазах Кшиштоф Занусси тридцатилетней давности?

— Такая возможность у меня всегда есть. Я ведь с 15 лет веду дневники. Если честно, ни разу не осмелился заглянуть в эти тетради. Они лежат в «секретном месте» дома, и я стараюсь обходить это место стороной. Наверное, издать эти странички у меня никогда не хватит духа. Пусть печатают посмертно — разрешаю.

— Вам «стукнуло» 70, но такое ощущение, что стук этот вы не услышали. Как удается оставаться молодым?

— Генетика, наверное. Моя бабушка дожила до ста лет, ее не стало совсем недавно. Так вот, она всегда говорила: «Стыдно умирать здоровым!». А я (тьфу-тьфу-тьфу) на здоровье никогда не жаловался.

— Вы ведь не сразу пришли в кинематограф. Сначала хотели стать физиком, потом отказались от этой идеи. Почему?

— Я очень люблю физику. И большинство моих близких друзей — не коллеги по кинематографу, а ученые, с которыми я познакомился тогда, в годы студенчества. Но оказалось, что я люблю физику всей душой, а она меня — нет. Поэтому с учебой пришлось «закруглиться». А поступил я на физический факультет из чувства противоречия. В гуманитарный вуз идти не хотелось — там ведь изучали как дисциплину марксистско-ленинскую теорию. А мне она всегда казалась фальшивой и нежизнеспособной. Не хотелось лицемерить и врать.

— А из киноакадемии за что вас в студенчестве выгоняли?

— Получилось так: на втором курсе я съездил в Европу и увидел там, как работают режиссеры «новой волны». Это было далеко от классических канонов кино. Вернувшись, начал снимать в том же духе. Но мои преподаватели не поняли, что это новые веяния. Они молодых европейских режиссеров тогда мало знали. Потому обвинили меня в регрессе, ведь в моей работе был эффект «любительской камеры». Я обиделся и ушел. Но в позе «обиженного гения» долго не простоял. Передо мной возник вопрос: отказываться от кино или попросить у педагогов прощения и попытаться вернуться в академию. После долгих раздумий я решил вернуться. И, слава Богу, меня приняли назад! Правда, как второгодника — на курс ниже. Пришлось учиться чему-то заново. Зато теперь у меня всегда есть повод сказать: «Видите, как вы меня недооценили!». (Улыбается.)

— Это не единственный момент в жизни, когда вас не оценили по заслугам. Чем утешали себя в такие минуты?

— Помню, я снял для телевидения тридцатиминутный игровой фильм «Лицом к лицу». Он был о человеке, который утром из окна ванной комнаты видит незнакомца, поднимающегося на крышу, а через мгновение стучащего в это самое окно, зависнув над двором. Герой фильма делает вид, что ничего не замечает, выходит из ванной, а потом, на улице, видит, что беглец лежит на носилках «скорой помощи»... Фильм принимался в марте 1968 года. В нем обнаружили политические намеки и положили на полку. Мне было тоскливо и досадно, и я спросил председателя Радиокомитета, может ли он мне посоветовать, о чем надо сделать следующую картину, чтобы избежать недовольства вышестоящих «органов». Тот ответил: «О чем угодно, лишь бы фильм никого не трогал». По-моему, ответ был глупым, хотя и вопрос — не лучше. Так вот, в минуты простоя я утешал себя тем, что глупостей на свете еще предостаточно.

— А как сейчас дела в Польше с кинематографом?

— Дела идут относительно неплохо. У нас новый закон о кино: повторили его по французскому образцу. Режиссеры не зависят от сметы государства. На кинематограф идет 1,5% процента от всех затрат на рекламу по каналам ТВ. И каждый раз — процент от проданных билетов на любые картины. Так что Голливуд тоже на нас работает!

— Легко ли вам было работать с нашим Богданом Ступкой в картине «Сердце на ладони»? И почему вы его выбрали?

— Конечно, с великим артистом всегда легко. Да и как человек Богдан очень приятный и обаятельный. А вот он мучился — пришлось играть на польском языке. Богдан его знает, но это все-таки не родная речь. А мне был нужен человек с сильным акцентом. Ведь в картине актер играет олигарха, а мы такая бедная страна — своих олигархов не нашли, надо было взять «импортного». (Смеется.) А если серьезно, я писал эту роль для него. Мне актер чрезвычайно понравился в русских картинах. Не могу не отметить «Тараса Бульбу», где Ступка сыграл главного героя.

— В вашем письменном столе лежат новые сценарии?

— Конечно, в 2010 году буду делать одну очень интересную картину совместно с Россией и Италией. Речь там идет о бизнесвумен и о том, как они буквально преследуют бедных мужчин. О попранных правах женщины ведь много фильмов снято, а вот о правах мужчин — ни одного. Я решил исправить ситуацию.

— Все кинематографисты мечтают об «Оскаре». Думаете ли о нем вы?

— Я не буду противиться, приму, если дадут. Но с юности мы считали «Оскар» внутренней американской наградой. Когда они награждают европейцев — это приз милосердия, для «бедных братьев». Так что по большому счету «Оскар» меня не касается. Проамериканскую картину я не сделаю никогда. Для меня эта награда не так важна. Важнее — победить на любом европейском кинофестивале.

— Будете ли вы носить «Балтийскую звезду», которую получили в России?

— Я на нее посмотрел и испугался. По-моему, звезда золотая. Надо проверить у ювелира, так ли это. Если окажется, что вещь драгоценная, положу ее в несгораемый шкаф. А если нет — поставлю на виду у всех и буду хвастаться.

630


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95