Светлана Сергеевна, недавно в своем Инстаграме вы сообщили, что Фонд кино отказался финансировать продолжение легендарных "Гардемаринов". О чем будет четвертая часть?
Светлана Дружинина: Когда мы с Ниной Соротокиной и Юрием Нагибиным заканчивали "Гардемарины-3", у нас шел разговор о том, как все-таки спустить гардемаринов на палубу, чтобы они занялись своим делом. И в новом фильме это, наконец, произойдет. Это время второй Русско-турецкой войны, после провозглашения манифеста Екатерины о присоединении Крыма к России. В день Покрова Богородицы турки напали на Крым в районе Кинбурга...
Какую-то часть финансирования вы уже получили?
Светлана Дружинина: Пять миллионов на подготовительный период, необходимый для сложно-постановочных фильмов. И очень бережно, скупердяйски потратили их на выбор натуры, подписали договоры о намерениях с актерами Кристиной Орбакайте, Михаилом Боярским, Александром Домогаровым, Анной Семенович, Димой Биланом. Провели переговоры с Царским Селом и Петергофом о съемках. Сшили более 30 дорогих комплектов. Провели переговоры с руководством Севастополя. Мы уверены в будущем зрительском успехе, потому что на творческих встречах нас постоянно спрашивают: "Когда будет продолжение?". И вот в этом году мы подали заявку и стали преодолевать все положенные сложности.
А качественное историческое кино сегодня интересно?
Светлана Дружинина: Историческое кино будет востребовано всегда. Особенно романтическое. Однажды на программе "На ночь глядя" мне сказали, что я последний романтик в нашем кино. Я рассмеялась и ответила, что романтика никогда не умрет ни в кинематографе, ни в театре, ни в литературе. Романтика - это признак молодости. А все молодые хотят быть любимыми и любить, и быть победителями во всех ситуациях. Именно об этом я всегда рассказываю в своих фильмах.
В вашем сценарии нет исторических перекосов или очевидных несостыковок?
Светлана Дружинина: Исторически все тщательно выдержано. Все мои работы, начиная с "Гардемаринов", сделаны со скрупулезным и уважительным отношением к историческим фактам. И наш последний сценарий основан на исторических документах. Я считаю, что художественный фильм - это хорошее пособие для школьников. Я прошла экспертный совет. Оставался только попечительский, и он нас отверг. Я забила в колокола, нам разрешили пройти вторую защиту - в исключительном порядке. Мне задали несколько доброжелательных вопросов, я спокойно ответила. Кто-то уточнил, какую сумму мы просим. Я сказала - 100 миллионов рублей, 60 невозвратных и 40 возвратных. Мне удалось выяснить, что голосование на совете было равнозначным, но один из членов попечительского совета утверждал, что картина не кассовая и никогда не оправдает 60 миллионов. И если дать денег нашему фильму, то нарушатся принципы фонда. Все задумались. Результат вам известен.
Не хотите попросить помощи у любящих зрителей? Что мешает вам использовать краудфандинг?
Светлана Дружинина: Я обязательно буду обращаться к людям. Тем более, что после моего последнего поста в Инстаграм и ретвита Кристины Орбакайте, большое количество зрителей пишут, что возмущены решением фонда и готовы помочь. Я недаром люблю повторять: возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть по одиночке. Когда-то мой любимый Ролан Быков, сказал: "Света, давай бросим клич, нас двести миллионов, пусть каждый даст тебе по рублю, и мы снимем "Гардемаринов". Это были жуткие 90-е, когда ничего не было. И он был вынужден создать для этого фонд, а меня заставил сделать свою продюсерскую компанию. И мы сняли фильм. И сегодня нельзя лишать надежды миллионы кинозрителей, которые хотят смотреть этот фильм. У нас ведь нет точных методик вычисления зрительского успеха. Фильм "28 памфиловцев", который был награжден Союзом кинематографистов, тоже ведь считался некассовым. Его также не финансировал фонд, и авторы также обращались к народу. Но он дважды прошел по кинопрокатной сети. Никита Михалков называет фильмы, которые зритель готов смотреть два-три раза, классикой. Мне кажется, новые "Гардемарины" будут иметь кассовый успех. Именно поэтому я сейчас буду подавать заявку на субсидии в департамент кино.
Исторические огрехи в художественных фильмах - неизбежность?
Светлана Дружинина: Конечно. Это же не документальное кино и не хроника. Я следую совету русского историка и философа Владимира Сергеевича Соловьева, который говорил, что историю нужно изучать по документам. И очень внимательно! Потому что каждый господарь оставляет некое "подчищенное место". А ваша задача узнать, почему этот господарь подчистил это место и почему ему захотелось выглядеть лучше в глазах потомков. И именно это "подчищенное место" и интересно художникам.