Последние полгода были богаты приятными новостями о сериале «Маша и медведь». То престижная премия, то Youtube-топы, то буквально недавно The Animation Magazine включил «Машу и медведь» в список из 25 сериалов, которые, по их мнению, станут классикой. Что уж и говорить, «Маша и медведь» действительно популярны и у нас, и за рубежом, и вполне несложно обнаружить их диски где-нибудь в Бельгии или Италии рядом с Миньонами и прочими раскрученными брендами.
Рядом с раскрученными проектами появляются новые. Например, очень нетривиальный сериал «Поросенок» Натальи Березовой (студия «Пилот»). Вырос он из старой Наташиной же призовой короткометражки «Моя жизнь». В ней маленький поросенок восторженно рассказывал о своем житье-бытье среди скотного двора, в то время как перед зрителем представали картины разрухи. Начинавшаяся как сатира, к финалу короткометражка обретала философский тон. «Это моя жизнь, и я люблю ее», – говорил поросенок, глядя на закат, и его детская наивность начинала казаться огромной жизненной мудростью.
Спустя более 10 лет после того фильма теперь запущен сериал, и в Сети можно найти уже три серии с самыми неожиданными сюжетами. Например, в одном из эпизодов Поросенок кидается спасать картошку, которую сажают в землю (у нее же есть глаза, каково ей там будет, под землей?). В другом – выводок поросят доводит до кондрашки несчастную козу, сочтя ее своей няней на время отсутствия родителей… в общем, проект этот не только забавен и блистательно выполнен, но и действительно необычен, радует оригинальными историями и нетривиальным взглядом на мир.
Еще один маленький сериал – «Королевство М» (студия «Петербург»). Это действительно очень маленький во всех смыслах проект: серии там длятся по 2,5 минуты, число их на сегодняшний день – 15, команда тоже очень невелика (режиссер Наталья Мирзоян, сценарист Анна Игнатова, художник Мария Якушина) да и речь идет об очень-очень маленьком мире. В Королевстве М есть король, королева и принц, а роль подданных приходится играть аквариумной рыбке. Иногда в это крошечное государство заглядывают гости: доктор, художник, иностранные послы. А иногда наведываются туристы, которым, впрочем, приходится оставлять свой транспорт за границей, поскольку в самом королевстве нет для него места. Что до проблем, которые возникают в этом мире, то они как раз вполне значительные. То привидение появится, то королева затоскует между бесконечных кастрюль, а то король решит передвинуть границы… В «Королевстве М» не только чудесные сюжеты, но и великолепное, очень изысканное изображение, в котором смешиваются самым причудливым образом фотографии реальных предметов с очаровательными рисунками.
Легко встает в этот ряд «Ин и Яна» – сериал школы-студии «ШАР» по проекту Людмилы Улицкой «Другой, другие, о других». Ин – это инопланетянин, который питается информацией, а Яна – маленькая земная девочка, которая помогает зеленому человечку больше узнать о нашем мире. Первый эпизод посвящен вопросу, что такое семья и как она устроена, а второй касается темы «запретной еды»: здесь обсуждаются христианские посты, вегетарианство, исламские и иудейские ограничения.
Появляются и новые многообещающие компьютерные проекты, например, «Планета Ай», которую делает Андрей Соколов на студии «КиноАтис». Здесь тоже фигурируют инопланетяне, однако живут они на своей планете, оттуда и подсматривают за жизнью людей. А юный герой этого сериала даже пытается эту жизнь имитировать в меру своего понимания: то Новый год отпразднует, то устроит футбольный матч… получается очень забавно.
Не очень понятно, правда, что будет со всеми этими проектами дальше, поскольку ни один из них не получил в этом году государственного финансирования. Конечно, виной тут во многом экономический кризис, который перекрыл воздух многим достойным культурным начинаниям (хотя, к слову, не помешал министерству профинансировать нечто мультипликационное с названием «История оружия», например), но от этого понимания ничуть не менее обидно. Сейчас, когда наша детская мультипликация действительно выходит на достойный уровень, она нуждается в умной поддержке больше, чем когда бы то ни было. Мультипликаторы наши вполне неплохо показали, что при должных условиях они умеют делать не хуже, чем там (у проекта «Маша и медведь» было действительно достойное негосударственное финансирование) – и очень жаль, что государство этих должных условий создать не может, несмотря на все разговоры о важности заботы о детях и о развитии отечественной мультипликации.
Мария Терещенко