Проблема недолива бензина на АЗС при заправке автомобиля стала в России одной из основных скандальных тем середины нынешнего лета. Общественные организации путем собственных независимых проверок пришли к выводу, что из-за погрешностей в объеме отгрузки топлива владельцы «железных коней» иной раз получают на 5% меньше заказанного горючего, при этом переплачивая за купленный объем до 5–10 рублей. В будущем недобросовестных продавцов топлива могут оштрафовать — минимальное взыскание составит 500 тыс. рублей, или 1% годовой выручки АЗС. Однако, как говорят независимые эксперты, модель используемой методологии, которую предстоит опробовать, грешит пробелами, и вряд ли за счет нее можно будет грамотно оценить, какого объема бензина клиент АЗС недосчитался.
По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, законопроект об ужесточении административной ответственности за недолив бензина на автомобильных заправках уже разработан. В случае, если клиент убедит регуляторов рынка в том, что объем отгруженного или залитого в бак горючего меньше оплаченного по кассовому чеку, то на заправку может быть наложен штраф в размере 1% от выручки АЗС за предыдущий год. Правда, минимальная сумма взыскания не может быть меньше 500 тыс. рублей. Штраф за повторное нарушение может составить 3% выручки и не менее 2 млн рублей. Кроме того, Росстандарт разработал изменения в Закон «Об обеспечении единства измерений», которые помогут устранить недолива топлива на АЗС.
Стоит напомнить, что проблему занижения АЗС проданного клиентам горючего обострилась одновременно с резким ростом стоимости бензина. В апреле–мае этого года топливо на отечественных заправках взлетело на 10–13%.
В итоге правительство пересмотрело налоговую политику в отношении топливной отрасли: внутренние акцизы на бензин и мазут были сокращены, а на вывоз нефтепродуктов было разрешено вводить заградительные пошлины, когда из-за роста экспорта внутри России стоимость горючего будет увеличиваться стремительными темпами.
Ценовую панику такие меры смогли остановить: с конца мая и по сей день литр популярного АИ-95 составляет 45,5–45,7 рубля. Тогда внимание автолюбителей переключилось на другую проблему — недолив топлива. Как подсчитала общественная организация Федерация автовладельцев России (ФАР) в ходе собственных проверок российских АЗС, более 75% из них заливали меньше оплаченного объема топлива. В среднем недолив горючего составлял примерно 5%.
История получила широкий резонанс, и интерес к идее проявил Росстандарт. На основе данных ФАР ведомство разработало поправки в закон, ужесточающие регуляцию топливного рынка.
Тем не менее точку в противостоянии автолюбителей и торговцев горючим такая мера, скорее всего, не поставит. По словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, сами размеры предполагаемых штрафов достаточно объективны. Ежемесячный объем реализуемого топлива, например, на одной из столичных АЗС составляет 18 тыс. литров. Из этого объема 40% приходится на бензин сорта АИ-92, примерно столько же — на АИ-95 и АИ-98, а еще 20% — это дизельное горючее. Суммарная ежемесячная выручка заправки составляет в таком случае около 800 тыс. рублей, а годовая — 9,5–10 млн рублей. Поэтому требование штрафа в 500 тыс. рублей вполне адекватно.
Между тем методология, которую использовала ФАР для подсчета объема недолитого на АСЗ горючего, подвергается сомнению. «Данные ФАР, которыми руководствуется Росстандарт, скорее всего, некорректны. Общественная организация осуществляла замеры на основе собственной технологии — заливала топливо не в бак, а в съемные канистры. Затем объем, то есть литры, пересчитывался в вес, то есть в килограммы и далее в тонны. Формула такого пересчета достаточно условна и грешит недостатками. Кроме того, Росстандарт отвечает за метрологическую технику — собственно бензоколонки, а не за объем отгруженного топлива. Это прерогатива Роспотребнадзора, который по закону, к сожалению, проверяет отечественные АСЗ с регулярностью в три месяца», — отмечает Сергиенко.
«МК» не удалось получить официальные ответы Росстандарта и Роспотребнадзора по данной проблеме. Впрочем, на «горячей линии» Роспотребнадзора, которая ориентирована на рядового потребителя, рассказали, что любой недолив можно проверить — для этого необходимо обратиться к администрации АЗС и потребовать распечатки счетов отгруженного топлива или попросить специальный «мерник», с помощью которого можно будет оценить объем закаченного горючего. Впрочем, как указывается на сайте Роспотребнадзора, не исключено, что работники заправки откажут в такой услуге. Тогда придется обращаться с письменной жалобой, в том числе и в прокуратуру. В этом случае на АЗС могут наложить административный штраф и даже приостановить работу заправки.
Автор: Николай Макеев