— Никита Владимирович, «Что было и чего не было и кое-что еще» — это своеобразная книга воспоминаний в коротких новеллах, большей частью смешных и веселых, впрочем, не лишенных ностальгической задумчивости. Но если с первой частью названия все ясно, то что значит «…чего не было и кое-что еще»?
— Выдумка украшает жизнь. А для меня это еще и страховочная фраза, поскольку всегда могут быть
— И все же вначале о том, что было. Вы знали очень многих знаменитых, выдающихся людей. Но, вероятно, есть среди них те, кто запомнился вам более всего.
— Первый удар в сердце и сознание — моя встреча и общение с великим русским композитором Александром Константиновичем Глазуновым. В петербургских дворянских семьях было принято учить детей музыке с трех лет. Трудно передать отвращение, с которым я приступил к этим занятиям. Когда я пошел в школу, родители сказали, что освободят меня от музыкальных занятий, если буду приносить пятерки по поведению. Как вы понимаете, для умельца переделать скорбную тройку на пятерку особых трудов не составляет. Очень скоро я был начисто освобожден от этой обузы. А потом произошло следующее. Отчетливо помню вечер, в доме гости, меня уже отправили спать. И тут как бы издалека я услышал звуки рояля: играла мама, она была прекрасная пианистка, ученица знаменитого петербургского педагога Есиповой, которая в свое время училась у Листа. Потом я узнал, что это была первая баллада Шопена. Почти сразу мама спела под свой аккомпанемент
На следующий день сам подбежал к роялю, начал
В течение почти двух лет я занимался с ним по воскресеньям, и эти занятия дали мне больше, чем все последующие консерваторские годы. Правда, иногда занятия заключались в том, что я бегал на угол Казанской и Невского за коньяком, но и это входило в круг нашей совместной деятельности, несмотря на то, что тогда я даже не пригубливал спиртное.
— Это
— Студентами мы выпивали, но для удовольствия, а не для разгрома витрин. Между прочим, я и сегодня с удовольствием выпью рюмку-другую.
— Мандельштам писал: «Мы живем, под собою не чуя страны…». Вам приходилось испытывать что-либо похожее?
— Может быть, это стыдно, но я никогда не интересовался страной. Все мои мысли были направлены на творческое благополучие и на свою судьбу в этом мире, который я воспринимал иронически. В духовном плане у меня не было драм и трагедий. Только ясное, радостное ощущение жизни, праздник бытия. К счастью, трагедии прошли мимо меня, только холодом от них повеяло. Например, после убийства Кирова в 1934 году из Ленинграда стали высылать дворянские семьи. Всему нашему семейству предписывалось ехать
Кстати, мой дед был камергером Двора Его Императорского Величества. Когда Репин писал картину «Заседание Государственного Совета», то дед, как камергер, входил туда автоматически. Художник был у нас дома и подарил карандашный эскиз. Когда началась вся эта кутерьма с высылкой, бабушка так испугалась, что зачернила мундир деда тушью, а в 1937 году и вовсе сожгла рисунок.
— Ваше композиторское творчество начиналось с серьезной музыки, песня появилась позже. Как вы думаете, современная песня изменится?
— То, что
— Кто из отечественных композиторов будет,
— Наверняка Свиридов, хотя это не самый мой любимый композитор. Стравинский. Шостакович. Но не долго, лет сто.
— А из песенников?
— Да никто! Правда, подобные прогнозы делать весьма трудно, легко можно попасть пальцем в небо. Порой старые, прочно забытые песни неожиданно обретают новую судьбу. Скажем, песня Бориса Мокроусова «Вологда». Она ведь была написана давно и забыта. А «Песняры» ее воскресили.
— Вы прожили огромную жизнь, были свидетелем стольких событий. Изменился ли за это время человек?
— Люди начала века, времени революционной поры, и нынешние совершенно разные. Я это замечал по нашей эмиграции первой волны, от которой, увы, никого уже не осталось. Это другой язык, другой стиль общения при наличии тех же человеческих чувств — любви, ненависти и пр. Все это выражалось в словах и поступках совершенно иначе, нежели теперь.
— Ваша любимая добродетель?
— Ни в юности, ни сегодня особо любимой добродетели у меня не было. Я никогда не придерживался строгих моральных устоев. Но добродетель заключается в том, чтобы не предавать друга, не ябедничать и не врать, когда попался.
— А к какому пороку вы более всего снисходительны?
— К блуду. Если
— Ваши любимые качества у мужчин и у женщин?
— У мужиков — верность, у женщин — нежность. Первая моя жена была очаровательная молодая художница, но жизнь с ней не сложилась. Точка была поставлена на весьма нелепом эпизоде. Это случилось в Ленинграде. Денег ни копейки, и вдруг я получаю на студии
— К чему вы питаете наибольшее отвращение?
— К бездарности, которая гримируется в творца. Когда эта бездарность настойчиво, всеми способами внедряется, используя приятельские отношения, подкуп, вот это омерзительно.
— Ваше любимое занятие?
— Помимо творчества? Конечно, чтение. Моя библиотека насчитывает 12 тыс. томов, но целый ряд собраний сочинений советских классиков с дарственными надписями стоит на полках, как говорится, «для мебели».
— Ваши любимые писатели?
— Аверченко. Пусть это иной масштаб, но он, как мне кажется, не оценен
— Не тяжела ли корона «короля розыгрыша»?
— Розыгрыш — это театр для себя. Я разыгрываю только друзей и только тех, кто обладает чувством юмора. В противном случае это либо хулиганство, либо месть. Никогда не разыгрываю женщин. Из вежливости, из галантности. Потом имеет значение уровень обидчивости и не всегда адекватное восприятие шутки. У меня был один розыгрыш, задуманный 27 лет назад. Он шел как многосерийный фильм. Но вот беда: его участники начали умирать, а когда актеры выбывают, надо менять сюжет.
— Кто же его жертвы?
— Э, не скажу. Еще много живых действующих лиц. Но вот что хотел бы заметить. Мне смертельно надоело отрицать свое участие в различных проделках и розыгрышах, к каковым я не имею никакого отношения. Впрочем, иногда я выслушиваю приписываемые мне истории с некоторым интересом, поскольку ставший уже каноническим сюжет обогащается различными неожиданными и забавными поворотами. Вместе с тем решительно отмежевываюсь от розыгрышей, к которым не причастен. Я никогда не запечатывал ни одной квартиры, никогда не отправлял никаких пьяных самолетом в Киев, никогда не разыгрывал Таривердиева в связи с его песней из фильма, никогда не провоцировал поэта М. на написание православного гимна.
Александр Сирота