На что обратить внимание при изучении товарной этикетки? Продукты с какими консервантами не несут опасности для здоровья? На какие уловки идут продавцы для «продления» срока годности товара?
Падение покупательной способности вместе с остальными проявлениями экономической нестабильности породило среди производителей продовольствия тенденцию по замене дорогих ингредиентов дешёвыми. Это, правда, приводит не только к снижению цены (хотя в некоторых случаях переход на дешёвые компоненты никак не отражается на стоимости товара), но и ухудшению качества продукта.
Чтобы вместо полезного и качественного товара не купить дешёвый заменитель, надо внимательно читать его упаковку. Как это делать, АиФ.ru рассказал руководитель Национального агентства ценовой политики Станислав Черкасов.
Хитрость на сгибе
Прежде всего обращайте внимание на внешний вид этикетки. Она должна быть ровной, иметь заводские маркировки и, самое главное, быть читаемой. Самая популярная уловка производителей — это спрятать «нежелательные» ингредиенты. Они могут быть написаны очень мелким шрифтом или на сгибе упаковки, где разглядеть что-либо не так-то просто.
Вкладыши с секретом
«Будьте осторожны с товарами, подробное описание которых скрыто в специальных вкладышах, изучить которые можно лишь после покупки. В такой упаковке часто продаётся молочная продукция. Для того чтобы изучить её состав, покупатель должен развернуть специальный вкладыш. Но, если он его вскроет, это уже будет считаться нарушением упаковки, тогда ему волей-неволей придётся приобрести такой товар», — указывает Черкасов.
По его словам, на этикетке должен быть указан полный состав продукта, а также количество белков, жиров, углеводов. Если этой информации вы найти не можете, от приобретения такого товара лучше всего отказаться. То же самое касается и продукции, состав которой не указан на русском языке. По российскому законодательству все товары, сертифицированные в РФ, обязаны иметь этикетку или наклейку на русском языке. Отсутствовать они могут только на нелегальных или т. н. «серых» продуктах.
«Без ГМО» и «Без холестерина»
Подобные рекламные надписи могут не иметь никакого отношения к составу продукта. Как правило, написанные яркими и крупными буквами предложения типа «с пониженным содержанием жира» — это маркетинговая уловка, призванная повысить спрос на товар.
Без срока годности
Наверняка вы или ваши родственники/знакомые/коллеги покупали вроде бы свежий продукт с нормальным сроком годности, а после вскрытия на нём обнаруживалась плесень. Завестись в кефире или сыре она могла, с одной стороны, из-за нарушения заводской упаковки, а с другой стороны — из-за хитростей производителей со сроками действия. Дело в том, что срок хранения может быть указан двумя способами. В первом случае будет написано «годен до», во втором будет указана дата производства, а срок годности покупатель должен высчитать самостоятельно. Лучше выбирать продукты, где срок годности выбит на заводской упаковке: в случае просрочки его невозможно подделать, чего не скажешь о товарах, где дата изготовления приклеена вручную. Особенно это касается хлеба, кондитерских изделий, кулинарии, где поменять срок годности не составляет труда.
Что скрывает массовая доля?
Массовая доля того или иного компонента пишется на этикетке в порядке убывания. На первом месте — ингредиент с самым большим процентным соотношением, на последнем — с самым маленьким. В мясных изделиях это может быть только мясо, в хлебобулочных — мука, в молочных — молоко. Количество белков, жиров, углеводов и калорийность обычно указываются на 100 грамм продукта или на размер порции. Покупателю необходимо самостоятельно высчитывать эти показатели, если упаковка больше или меньше 100 грамм.
Скрытый сахар
Держать ухо востро надо с обезжиренными продуктами. Если на упаковке указано, что товар содержит небольшое количество жиров, не спешите возводить его в ранг низкокалорийных. Обратите внимание на содержание в нём сахара: его часто добавляют в такие продукты для сохранения их вкусовых свойств. Каким же низкокалорийным и полезным может быть продукт, содержащий огромное количество сахара?
«Это же касается полезности „бесхолестериновых“ продуктов. Как известно, растительные жиры в принципе не могут содержать холестерин, этим пользуются многие рекламщики. Но, покупая всевозможные спреды и маргарины „без холестерина“, вы вряд ли сможете обеспечить себе здоровое питание. По такому же принципу работает реклама продуктов „без сахара“. Производитель действительно не добавляет в них сахар в чистом виде, вместо этого он использует т. н. „скрытый сахар“: сахарозу, мальтозу, кукурузный сироп, патоку, сахарный тростник, кукурузный сахар, сахар-сырец, мёд, фруктовый концентрат. Суть от этого не меняется. Зато потребитель твёрдо уверен, что теперь он питается только „здоровой“ едой», — указывает Черкасов.
Наибольшее количество скрытых сахаров содержат газировки, нектары, энергетические напитки, зерновые батончики, мюсли и каши быстрого приготовления.
Скупой платит дважды
В сегменте продуктов питания как нигде работает правило «дёшево — значит плохо». При всём желании производитель не может изготовить качественный продукт из дешёвых ингредиентов. Если в магазине вы видите подозрительно дешёвый шоколад, творог, кондитерскую продукцию, сыры, товары, похожие на сливочное масло, и т. д., имейте в виду, что перед вами продукты, с высокой долей вероятности изготовленные с заменителями животных жиров. Проще говоря, они содержат трансжиры: молекулы жирных кислот, которые образуются в процессе приведения растительного масла в твёрдое состояние. Употреблять такие продукты не то чтобы смертельно, но врачи рекомендуют ограничивать их количество.
Добавки «Е» безопасны?
«Вопреки расхожему мнению, в пищевых добавках, обозначенных буквой „Е“, нет ничего угрожающего. „Е“ означает, что вещество одобрено специальной комиссией ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения — ред.) для использования в пищевой промышленности Европы.
Номера 100-180 — красители, 200-285 — консерванты, 300-321 — антиоксиданты, 400–495 — эмульгаторы, загустители, желирующие вещества. Среди них много натуральных компонентов, которые даже полезны для нашего организма, например, Е-440 — полезный для пищеварения яблочный пектин, Е-300 — витамин С, а Е-306-309 — витамин Е. <...> Тем не менее, чем меньше в составе продукта различных добавок, тем проще понять, из чего он изготовлен, поэтому лучше выбирать товары с умеренным содержанием подобных компонентов», — советует эксперт.
Консерванты: золотая середина
Чем больше срок действия у товара, тем выгоднее он для продавца (и для производителя, соответственно, тоже). Использование консервантов в промышленности давно стало нормой, надо хорошо постараться, чтобы найти продукт со сроком хранения не более двух дней.
Стоить знать, что и среди консервантов есть химические и натуральные. Если говорить о пользе для здоровья, то выбирать продукты лучше с последними. Это лимонная и яблочная кислота, поваренная соль.
«Ещё одним приёмом для продления срока годности товара является пастеризация и стерилизация. При пастеризации продукт обрабатывают при температуре до 70 градусов, при этом вредные бактерии погибают, а полезные остаются. При стерилизации температура поднимается до 100-120 градусов, что увеличивает срок хранения в несколько раз, но делает продукт своего рода бесполезным, ведь при такой температуре погибают все витамины», — резюмирует Черкасов