«О, как много их было! Дутые студенческие десятки с накладными орлами. Золотые офицерские пятки с орлами чеканными. Коричневые — училища, с жезлом Меркурия, перевитым змеями, и с плутовской крылатой шапочкой. Светлые мореходные со скрещенными якорями. Почтово-телеграфные с позеленевшими молниями и рожками. Артиллерийские с пушками. Судейские со столбиками законов. Медные ливрейные величиной с полтинник, украшенные геральдическими львами. Толстые тройки чиновничьих вицмундиров. Тончайшие писарские «лимонки» с острыми, режущими краями, издающие при игре комариный звон. Толстые одинарки гимназических шинелей с серебряными чашечками, докрасна вытертые посередине. Сказочные сокровища, вся геральдика Российской империи, на один счастливый миг были сосредоточены в Петиных руках…»
Валентин Катаев
***
Загадка:
Маленький, горбатенький в переулке завяз. (Пуговица)
***
«Что ты скажешь о вещи, похожей на землю своей округлостью, но ее позвонки и их местопребывание скрыты от глаз. Она мала по цене и по сану, у нее узкая грудь и горло, она в цепях, хотя она и не беглая, и крепко связана, хоть и не воровка; ее ударили копьем, но не в битве, и ранили, но не в стычке; она ест один раз и пьет воду во множестве; иногда ее бьют без преступления и берут на службу без жалованья...» Длинно, запутанно и очень образно – речь в этой средневековой мусульманской загадке идет, представьте себе, о пуговице. О простой, пуговице, знакомой и понятной всем и каждому. О той самой пуговице, о которой Ремарк очень точно сказал «Ты можешь превратиться в архангела, мужа, преступника, – а никто этого не заметит. Но вот у тебя нет пуговицы – и это сразу заметил каждый».
***
Русские пословицы о пуговицах (из словаря Даля):
Пуговички золочёные, а три дня не евши.
Умная умница — что светлая пуговица.
Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.
На чужой рот не пуговицу нашить.
С солдата не пуговку сорвёшь.
Стой, батальон: пуговку нашёл! Марш, марш — без ушка!
***
При раскопках пуговицы находят везде. Но в древние времена они не были необходимой частью одежды. Вначале одежду носили просторную, в которой не нужны были застежки. Но когда в Средние века в моду вошли облегающие наряды, модникам и модницам переодеваться стало очень трудно. При одевании одежду каждый раз зашивали прямо на человеке. Приходилось долго стоять и ждать, пока костюм подгонят по фигуре. А когда подходило время для раздевания, одежду приходилось распарывать для того, чтобы снять ее. Тут-то и стали пуговицы необходимой деталью костюма! Причем они не только выполняли функцию застежки, но и служили украшением. Особенно они нравились мужчинам, которые в те времена любили яркую, пышную одежду, а пуговицы позволяли им украсить костюм еще больше. Дамы же поначалу отнеслись к пуговицам скептически. Они по старинке продолжали закалывать наряды булавками.
***
По некоторым данным лишь в XIV веке появляется на одежде то, без чего не бывает пуговицы в ее сегодняшней функции, — петля. Кто по достоинству оценил связку пуговица-петля, так это мастера по изготовлению брони — ведь благодаря ей можно было надежно смыкать полы рыцарского панциря. В каком порядке заходят эти полы друг на друга, имело важное значение. Воин приближался к врагу, двигаясь вперед левым плечом, которое было защищено щитом. Важно было, чтобы левая пола заходила выше правой, чтобы вражеский меч не скользнул в зазор между ними. Так зародился мужской стиль, существующий по сей день.
***
Мужчины чаще всего одевались сами, и застегивать одежду спереди им было удобнее. Женщинам же помогали наряжаться служанки. Встречались платья, у которых были и корсет, и даже юбка на пуговицах. Можно представить, что процедура одевания могла затянуться надолго. Чтобы служанки все это время не крутились перед глазами хозяйки, все застежки на платьях размещались сзади. Причем пришиты они были с левой стороны. Это объяснялось тем, что прислуге так было удобнее застегивать, а значит, хозяйку можно было одеть быстрее. Позже девушки стали одеваться сами, но, что удивительно, различия в расположении застежек сохранились и по сей день. Обратите внимание, что пуговицы на мужских рубашках находятся справа, а на женских – слева.
***
Интересно, что вплоть до 19 в. пуговица оставалась привилегией мужчин. Лишь треть всех пуговиц шла на женскую одежду. И только к середине века вместе с высокой модой во Францию пришло осознание того, что пуговица в женском платье может быть не только функциональной, но и декоративной. Немедленно последовал взрыв. Как метко заметил один модный журнал 1877 г., «женщин обуяло пуговичное безумие». В то время большую часть фурнитуры составляли блестящие металлические пуговицы, и бедным модницам необходимо было чуть ли не ежедневно чистить до блеска все свое изобилие пуговиц на платье. Возможно, именно это обстоятельство побудило перейти к пуговицам, обтянутым тканью, сходной или точно такой же, как на платье.
***
Отличительная особенность древних русских пуговиц - форма шарика с ушком. Пуговицы изготавливали не только из серебра, но и из драгоценных камней и жемчуга. Пуговицы считали большой ценностью и передавали по наследству.
***
На Руси у пуговиц было и магическое значение: отпугивать злые, враждебные человеку силы. Для этой цели внутрь полой пуговицы помещали кусочек металла или круглый камешек, который при движении издавал приглушенный звук, похожий на звон бубенца. Способность издавать этот звук и превращала пуговицы в обереги. В онежской былине «О Дюке Степановиче и Чуриле Пленковиче» говорится о волшебных пуговицах на кафтане Дюка Степановича, которые он использовал, чтобы призывать своих чудесных помощников:
А молодой боярин Дюк Степанович
Стал плеточкой по пуговкам поваживать,
Пуговкой о пуговку позванивать.
Как от пуговки было до пуговки,
Налетели тут птицы клевучие,
Наскакали тут звери рыкучие...
Исследователи русского былинного эпоса не могли пройти мимо этих волшебных пуговиц и всегда пытались как-то объяснить их значение. Загадку разгадали археологи — в одном из древнерусских княжеских кладов 10-12 веков они нашли четыре массивные золотые пуговицы с магическими изображениями этих самых «птиц клевучих» и «зверей рыкучих». Академик Рыбаков назвал их пуговицами-«заклинаниями». Благодаря былинному фольклору мы узнали их значение через 800 лет!
***
На раскопках в Новгороде была найдена рубаха молодого купца, на воротнике которой помещена крупная плетеная пуговица красного цвета, которая ничего не застегивала и вряд ли служила украшением. С учетом того, что красный цвет у славян наделялся свойством отпугивать нечистую силу (и потому был очень популярен), можно обоснованно утверждать, что красная пуговица служила оберегом. Сам принцип плетения пуговиц сохранился до наших дней; китайские пуговицы в виде кулака обезьяны и аналогичные плетеные узлы «Джозефина» во Франции — не что иное, как отголосок старинных магических мотивов.
Магическая природа определялась двумя способами — рисунками (узорами т.п.) на пуговице и формой (например, форма яйца или желудя считалась символом плодородия).
Наши предки считали ворот своей одежды очень важной деталью в мистическом плане: ведь самыми уязвимыми, самыми беззащитными по отношению к нечистой силе оказывались наиболее открытые части тела — шея и лицо. Злых духов нельзя было беспрепятственно пропускать к телу человека. В связи с этим первые пуговицы помещались на воротнике и рукавах и украшалась заговоренными узорами, призванными отгонять, отпугивать от владельцев одежды злых духов. Действительно, весьма частыми археологическими находками являются древнерусские пуговицы «гирьки», украшавшие воротники крестьянских рубах. Практически все они имеют явно выраженное магическое значение. Чаще всего встречается символ солнца — спираль или круг с точкой посередине. Это и понятно: солнечный свет отгоняет силы Мрака. Реже встречаются знаки земли и засеянного поля.
Обратим внимание на то, что пуговица в русском языке имеет тот же корень, что и слова пугать, пугало, пугач. Некоторые российские исследователи считают, что это совпадение связано как раз с тем, что охранительная и отпугивающая функция пуговицы у славян долго оставалась ведущей. Самому же слову пуговица предшествовало слово пугалка, которое, по данным словаря Даля, долго сохранялось в некоторых русских диалектах (так назывался колокольчик, помещавшийся на воротнике или на специальной цепочке).
***
В Россию мода на пуговицы пришла сравнительно поздно - вместе с реформами Петра Первого. По-видимому, «чудные» украшения поразили воображение юного монарха во время его великого путешествия по Европе. В результате пуговицы заблестели и на военных мундирах, и на мундирах чиновниках, и на камзолах петербургской знати, и на платьях придворных красавиц. В основном в петровские времена использовали обтяжные пуговицы, оплетенные шелковой и серебряной нитью, парчой и золотой канителью. Часто их обтягивали той же тканью, из которой была сшита одежда, и затем украшали вышивкой. Были они довольно дороги, поэтому нередко пуговицы перешивали с одного наряда на другой. Во времена Екатерины Второй, которая была весьма неравнодушна к призывам европейской моды, пуговицы стали изготовлять в основном из стекла и драгоценных камней. Для этого была создана специальная фабрика, в организации работы которой активно участвовал гениальный Ломоносов.
***
Среди указов Петра Первого был такой, в котором повелевалось пришивать пуговицы на лицевую сторону рукава солдатского мундира. На первый взгляд, они там бесполезны, но в то время указ имел ясную цель: отучить солдат, большинство из которых набирались из крестьянской среды, вытирать рукавом рот и нос после еды, чтобы дольше сохранить дорогое сукно.
***
В июне 1812 года великая армия Наполеона насчитывала шестьсот тысяч человек. Уже в начале декабря того же года она уменьшилась всего до десяти тысяч. Тех, кто остался в живых, преследовали голод, болезни и мороз: они стали причиной поражения Наполеона в неменьшей степени, чем штыки и пули русских. Множество солдат погибли, поскольку были недостаточно хорошо одеты и экипированы, чтобы пережить ледяную зиму.
Почему же солдаты Наполеона, прежде непобедимые, дрогнули? На этот счет есть одна странная догадка, сформулировать которую можно, перефразируя слова детского стишка: потому что не было пуговиц! Это кажется невероятным, но гибель армии Наполеона можно связать с такой незначительной вещью, как пуговицы. Точнее, с оловянными пуговицами, на которых держалась одежда всей армии, начиная с шинелей офицеров и заканчивая штанами и мундирами пехотинцев. При низкой температуре блестящее металлическое олово превращается в хрупкий серый порошок, все еще оловянный, но имеющий совершенно другую структуру. Неужели именно это произошло с пуговицами наполеоновских солдат? Один свидетель в Борисове описывал войска французов как «толпу привидений, завернутых в женские платки, куски ковров и прожженные шинели». Неужели исчезновение пуговиц привело к тому, что солдаты так замерзли, что больше не могли воевать? И вместо того, чтобы держать оружие, они вынуждены были буквально придерживать штаны?
***
Пуговицы употреблялись не только для застегивания, но и для украшения одежд, как мужских, так и женских. Они делались из золота и серебра, с позолотой и без позолоты; наводились чернью, накладывались финифтью, покрывались цениною, украшались драгоценными камнями. Были пуговицы корольковые («кральки»), бирюзовые, серовичные, фатисные, хрустальные; были медные и оловянные; были и деревянные, обтянутые тканью, или обвитые шелками, трунцалом, канителью, обнизанные жемчугом.
***
По работе различались пуговицы вольяжные, тощие, чеканные, витые, сканные и резные; по виду и величине были пуговицы на грушевое дело, на жлудевое («жлудики»), на кедровое, на миндальное, на шатровое; гладкие, вихорчатые, грановитые (гранёные), дороженые, киотчатые, клетчатые, колещатые, ложчатые, решетчатые, торочковые («семь пуговиц золоты, чешуйчаты, шишкою, резаны, с чернью»), зубчатые, канфаренные, сенчатые, полусенчатые, с перегибью, с пояском, с шипами, с репейками, с рожками, ёлкою, чашкою, с чеканными карасиками, с резанными узлами Кафимскими, с зубчатыми обручиками, с косыми гранями, с шахматами; круглые, кругловатые, продолговатые, половинчатые, клинчатые («с клинцами»), угольчатые, четверогранные, островатые; вкалыванные (у кафтана «пуговки вкалываны, шолк лазорев») или втышные (у зарукавьев «пугвицы втышныя золото пряденое»). Находим пуговицы Литовского и Немецкого дела.