Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

О чём ты думаешь?

О чём ты думаешь?

Все было празднично, торжественно, весело и прекрасно: и священники в светлых серебряных с золотыми крестами ризах, и дьякон, и дьячки в праздничных серебряных и золотых стихарях, и нарядные добровольцы-певчие с маслеными волосами, и веселые плясовые напевы праздничных песен, и непрестанное благословение народа священниками тройными, убранными цветами свечами, с все повторяемыми возгласами: «Христос воскресе! Христос воскресе!»
Л. Толстой. «Воскресение»

На майские праздники я решил уехать из Москвы. Вспоминая недавно в кругу друзей празднование 850-летия города, я заметил, что, несмотря на грандиозную массовость тогдашнего праздника, никому и в голову не могло прийти, что кто-то заявится туда с бомбой или брать заложников. Сегодня же всё отравлено страхом, поэтому на каждого горожанина на улицах, верно, будет приходиться по одному бойцу невидимого фронта. А так как особенное внимание у них вызывают молодые граждане вроде меня, то я решил подальше уехать от всего этого. Я поехал в родной подмосковный город, где планировал отрешиться от каждодневной работы и заняться спокойной подготовкой к кандидатскому экзамену, да заодно встретиться с некоторыми бывшими одноклассниками.

Вообще-то подготовка к экзамену подразумевает чтение вполне определенных книг по программе моей специальности, но я никак не мог оторваться от «Математической логики» Клини, ибо там содержались сведения, тесно связанные с моей будущей диссертацией. Поэтому подготовиться особенно не удалось: «Функциональный анализ» и всё прочее лежало в сторонке, а я с головой ушёл в высшие разделы математической логики. Когда голова начинала пухнуть от усвоенного материала, я выходил всё обдумать на улицу. Мой город сильно изменился за последнее время: как и в Москве, тут много строили… На окраине возводили целый новый район, и дюжина тонких башенных кранов (каждый развёрнут в свою сторону) чем-то похожа была на стайку комаров, круживших над стройкой. В жилых кварталах, переходя от двора к двору, я слышал, как стихает за моей спиной звон детских голосов, после чего нарастал новый, впереди — так ночью переходишь от света одного фонаря к другому. Я волновался, т. к. в чтении подобрался вплотную к разбору доказательства знаменитой теоремы Гёделя о неполноте.

Эти Гёдель, Чёрч, Тьюринг, Клини — просто молодцы, как он продвинули в XX веке логику! Изучая логику, чувствуешь себя где-то совсем рядом с решением главной загадки человечества — загадки человеческого мышления. Взять математику, думал я. Строгое изложение математики пользуется только алгоритмическим мышлением, которому можно научить и компьютер (чем я отчасти и занимаюсь). С этим всё ясно. Но ведь есть ещё и неалгоритмическое мышление, которое выходит за рамки алгоритмического и которое нельзя алгоритмически помыслить, а если бы можно было — у нас уже давно были бы роботы с искусственным интеллектом. Наш мозг, эта штука в черепной коробке, представляет из себя систему не моделируемую компьютером — но чего же, по сравнению с ней, не хватает компьютеру? Чего?

Я вернулся к теоремам, доказательства которых разбирались в книге. Математические знаки мельтешили у меня в голове. Сначала мы доказали, что не все предикаты алгоритмически вычислимы. Потом — что невозможно построить алгоритм, который находил бы доказательство или опровержение любой математической гипотезы. (Хотя, если доказательство уже найдено человеком, его можно алгоритмически выверить!) Наконец — что в формализме определённого вида можно всегда построить гипотезу, которую нельзя будет ни доказать, ни опровергнуть средствами данного формализма. «Это, — пишет Клини, — опровергает представление о том, что машины могут всё, которое внедряется в общественное мнение нынешними сообщениями о современных достижениях в области быстродействующих вычислительных машин… Чтобы улучшить [обсуждаемую нами] процедуру, нужна изобретательность, т. е. вещь, которую не встроишь в машину.»

«Надо ещё получше разобраться с этим невычислимым предикатом у Клини, — думал я. — Он, кажется, клонит к одному из обычных парадоксов. Сейчас, верно, попытается заставить, грубо говоря, машину помыслить о самой себе, из чего выйдет противоречие. Интересно: мы можем алгоритмически помыслить ограниченность алгоритмического мышления. Значит, его хотя бы на это хватает… Но ведь это же ещё к Канту восходит, к его «Критике…»" — и тут я осёк себя: да о чём ты думаешь? Что ты надеешься понять? Уже три тысячи лет люди, в сто раз тебя умнейшие, только и делают, что думают, думают, думают — а от истины всё также далеки, как и тогда. А её, скорее всего, и нельзя помыслить, можно лишь быть только где-то совсем рядом от неё, в двух шагах — да так и не прикоснуться. А кто говорит, что прикоснулся — тот или шарлатан, или же от его слов другим мало проку. Вот к какой прикоснулся я истине.

Ночью я вновь вышел из дома и направился в храм на пасхальную службу. Внутри было хорошо: светло и тепло, народ с зажжёнными свечами выглядел как-то светло и празднично. Но в больших храмах не всегда бывает такое духовное единство у прихожан, как в маленьких. Начался крестный ход, и все стали толпиться у выхода, потом — многие побежали со свечками, поспевая за шествием, наконец, довольно громко гудящая толпа собралась на площади. Я вспомнил, что Бертран Рассел (не последний, кстати, математик-логик), где-то в «Истории западной философии» пишет, что в большинстве древних религий были обряды, воспевающие воскрешение божества весною.

Кошмар, да о чём ты думаешь?

«Христос воскресе! Христос воскресе!»

Продолжение следует…

845


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95