Как шагнуть в картинку из детства
14 марта 2005 г.
Когда мне было десять лет, у нас дачном домике висел красивый календарь. Внизу на чёрном фоне была таблица с белыми и красными числами, а в верхней части большая ночная панорама моста и логотип иностранной, кажется, фирмы. Вместо машин, проезжавших по мосту и набережной, там были лишь пучки изогнутых красных линий.
Я, помнится, подолгу глядел на эту картинку, наслаждаясь чёткостью, с которой можно было рассмотреть все детали и каждый элемент конструкции моста, и огни от машины, включившей стоп-сигнал и затормозившей там, вдалеке а чёрное небо придавало всему уют и таинственность. Казалось, вот: шагнёшь, и ты уже там, в этом городе, возле моста. Когда-нибудь, думал я, я там окажусь и сфотографирую что-то подобное.
Всего несколько недель тому мне попалась в Интернете статья про то, как сделать панораму на любительской фототехнике. Оказалось, у меня почти всё для этого было в наличии: и камера, и штатив а специальный спиртовой уровень, крепящийся вместо фотовспышки, оказался недорог.
Тут и началось моё увлечение, которое пока непонятно когда закончится. Довольно быстро от панорам я перешёл к «пузырям» круговым обзорам, которые можно просматривать при помощи программ, создающих ощущение присутствия в месте съёмки. И сегодня, вернувшись с работы, я, вместо того, чтобы ужинать, пить чай схватил своё оборудование и пошёл на мороз в поисках подходящего места для съёмок хорошего московского «пузыря».
Такое место нашлось в конце Нового Арбата, там, где видны одновременно «белый дом», мэрия и сразу три сталинских высотки. Стиснув зубы на пронизывающем ветру, я развернул штатив и начал долгий процесс подготовки. Сперва я тщательно, по уровням, выравнивал положение штатива и камеры почва шла под уклон, к тому же ножки то и дело скользили по льду. Затем подбирал выдержку она должна быть одинаковой для всех кадров и такой, чтоб все они хорошо выглядели в целом. За это время я уже изрядно замёрз, но согревался предвкушением результата, полученного при идеальной настройке техники.
В последний раз покрутив камеру вокруг оси и убедившись, что все показатели остаются в пределах приемлемого, я приготовился делать кадры. Но тут из темноты ко мне подошли двое в чёрном.
Здравствуйте, обратились они ко мне. Первый что-то показывал, какое-то удостоверение.
Добрый вечер, сказал я.
Федеральная служба охраны, сказал Первый. Что вы тут снимаете?
Я хочу руками я показал им рамку кадра панораму сделать этого места. А что, здесь разве снимать нельзя?
Мы посмотрели на дома, сугробы, деревья.
Нет, нельзя. Сейчас здесь как раз проходит мероприятие
Незаданный вопрос повис в воздухе. Слово «мероприятие» может означать что угодно, и чаще всего что-то праздничное. Через секунду Второй пришёл на помощь Первому, решившись, видимо, сказать более, чем положено:
Проезд охраняемого лица. Это было как раз минуту тому назад.
Я вспомнил, что да: в минуту назад я слышал сирену, промчавшуюся мимо меня быстрее той выдержки, на которой я собирался снимать.
Да, да, подхватил Первый. Покажите ваши документы.
Конечно, сейчас, я полез во внутренний карман, в котором привычно находилось что-то жесткое. В кармане оказались только какие-то бумаги и телефон паспорт я сегодня оставил в другой рубашке.
Ой, вы знаете, паспорта нет, наверное, в другой рубашке Ну если нужно, я всё могу сказать, можно ведь проверить.
Мы проверим. Как же вы выходите в город без паспорта? Вы можете показать нам то, что снимали несколько минут тому назад? Сейчас там как раз окажется то, чему быть не положено.
Ну я же не знал, если нужно я всё могу стереть, вот, смотрите.
Мне и самому было интересно, что же там было. Могло оказаться всё, что угодно а было лишь около пяти пробных кадров на длинной выдержке, всё размазано. Так что даже и неловко как-то становилось перед этими двумя: вместо чётких снимков «охраняемого лица», крупных портретов свиты лишь световые пятна, да расплывчатые оранжевые деревья на зелёных сугробах.
Ну, и какой же вам смысл в этих съёмках?
Для кра-со-ты!.. челюсти мои уже сводило от холода.
Я ещё раз показывал те несколько пробных кадров, которые успел сделать.
По всему, вас бы сейчас передать в милицию для выяснения личности. И это легко можно сделать.
Делайте, если надо. Но я думаю, всё очень быстро выясниться. Документы мои рядом, я живу здесь поблизости
Где?
Я назвал им адрес, не думая о том, что прописан в другом месте. Но адрес этот, довольно близкий к центру, прозвучал внушительно, и это, похоже, как-то переменило их.
Ну так что? спросил Второй.
Ну, сказал Первый, там ничего нету. По крайней мере среди того, что мне показывают.
Они подумали ещё немного.
Ладно. Убирайте всё и прекращайте съёмку.
Как думаете, что самое лучшее я мог придумать в тот момент? Вот. Я сложил штатив и камеру всё настроенное с таким трудом и пошёл прочь.
«Всё-таки мы живём ещё в либеральном государстве, решил я. Всё не так уж и плохо. Наверное, будь у нас диктатура, часы мои были бы уже сочтены.»
Продолжение следует