Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

О монстрах и людях

Рецензия на фильм «Белый, белый день»

Скандинавская драма-участник прошлогоднего Каннского кинофестиваля «Белый, белый день» выходит в российский прокат 19 марта 2020 года. Режиссёр: Хлинюр Палмасон. В ролях: Ингвар Эггерт Сигюрдссон, Ида Меккин Хлинсдоттир, Хильмир Снайр Гвюднасон и другие.

Пока по миру бушует пандемия коронавируса, запугивая людей и останавливая абсолютно всё – от производств фильмов до работы местных кинотеатров, на экраны самых смелых из них бесстрашно врывается суровый скандинавский «Белый, белый день». Даже реальная угроза извержения самого крупного в Европе вулкана, находившегося под носом, не нарушила стоического спокойствия исландской натуры, поэтому какой-то там вирус, забирающий самых пожилых жителей планеты, для них вряд ли что-то вообще значит.

Для художника Хлинюра Палмасона это второй режиссёрский проект. Его «Зимние братья», прокатом которых у нас так же занималась независимая компания «ИноеКино» в 2018 году, хорошо себя зарекомендовали на кинофестивале в Локарно, отчего «Белый, белый день» получил своеобразное повышение до чести быть показанным в рамках Каннского кинофестиваля (пусть и не в главном конкурсе). В новом фильме уже чётко вырисовываются отличительные признаки кинематографа Палмасона, подкреплённые заметно возросшим профессионализмом, — это снова страсть к съёмке на плёнку, обильное использование белых цветов и, конечно же, эмоциональная история, пристально рассматривающая тему семьи.

Главный герой – харизматичный Ингимундур (Ингвар Эггерт Сигюрдссон). Он – вдовец, отец, дедушка и полицейский. Жену он потерял совсем недавно в результате автокатастрофы, теперь, возможно, в качестве самотерапии он отчаянно пытается построить дом и очень много проводит времени со своей внучкой Салкой (Ида Меккин Хлинсдоттир), с которой у него сложились тёплые и близкие отношения. Дом строит он не для себя, а для Салки (и, разумеется, для её родителей). В процессе сортировки старых вещей Ингимундур наталкивается на коробку своей жены, которая, как выясняется, унесла с собой в могилу страшную тайну – она изменяла мужу. Ингимундур постепенно становится одержим идеей узнать, с кем и почему, отчего начинает собственное расследование, тем самым теряя тонкую связь, как с близкими, так и с рациональным восприятием всего вокруг.

Название фильма отсылает к вполне естественному для Исландии природному явлению, когда из-за повышенной туманности в определённое время суток нет различий между землёй и небом. Точно так же теряет грань между правильным и неправильным, добром и злом, эмоциями и разумом Ингимундур, истерзанный ревностью от неверности жены. В каком-то роде «Белый, белый день» напоминает дебютный фильм Гаспара Ноэ «Один против всех», где также возрастной мужчина постепенно сходит с ума (там, правда, сюжетообразующую роль играют отношения с дочерью), однако у Ноэ всё куда более экспрессивно, провокационно и подано небрежным замахом с плеча.

Хлинюр Палмасон поведывает свою историю со скандинавской выдержкой и свойственным северным народам хладнокровием, показывая зрителю возвышенную дуэль двух типов любви. Первая – иррациональная, всепоглощающая, пренебрегающая границами жизни и смерти любовь к погибшей жене, превращающая главного героя фильма в того самого одержимого монстра, у которого украли печень, из рассказанной своей внучке сказки перед сном. Вторая – земная, отцовская, напоминающая каждодневно о радости и мимолётности жизни любовь к Салке. Обе вступают в конфликт по ходу фильма, показывая, что в душе Ингимундура есть место только для одной из них, и вот за этим внутренним противостоянием Палмасон как раз предлагает зрителю понаблюдать, попутно развинчивая миф о невозмутимости скандинавской души, которой, как видится, также не чужда изъедающая саморефлексия.

Для создания полноценной визуальной аутентичности в «Белом, белом дне» грамотно использованы величие и красоты живописной исландской природы. Причём нынешняя Исландия – немного не та, образ которой могли бы сформировать в вашем представлении Of Monsters And Men или другие фолк-группы «страны льдов». У Хлинюра Палмасона нет места романтике или чудесам, его Исландия поражается всей своей необузданной, неукротимой энергией, саундтреком к которой должны были стать какие-нибудь эзотерические мотивы. Но, к сожалению, музыкальным сопровождением картина похвастаться не может, хотя мелодии в духе ныне оскароносной Хильдур Гуднадоуттир или покойного Йохана Йоханнссона пошли бы эстетике «Белого, белого дня» только на пользу.

Вадим Богданов

Источник

310


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95