Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

О принце, созерцавшем свою душу

 

«О, день, взойди! Атомы танцуют.

Благодаря Ему вся вселенная танцует.

Души танцуют, переполненные экстазом.

Я шепну тебе на ухо, куда ведет их танец.

Все атомы в воздухе и пустыне хорошо знают —

они кажутся безумцами.

Каждый малейший атом, счастливый или несчастный,

становится возлюбленным солнца.

О нем ничто не может быть сказано».

Джалаладдин Руми, «Поэма атомов»

 

Мы подошли к финальной картине Насера Хемира из его «пустынной трилогии» — «Баб Азиз: принц, который созерцал свою душу». Фильм отличается от других тем, что действие происходят в персоговорящей среде, а не в арабской Андалусии или Магрибе. В фильме присутствуют и другие культурные элементы. Например, индийское кавалли (музыкальное исполнение суфийской поэзии, распространенное на полуострове Индостан).


Кадр из фильма

Главные герои говорят на тунисском диалекте арабского и на фарси. Каждый кадр имеет музыкальное сопровождение, состоящее из классических персидских макамов (музыкальная шкала).

Образ принца всегда был близок Насеру Хемиру. В «Потерянном ожерелье голубки» режиссер показал проклятого принца, который превратился в обезьяну. Принц в фильме «Баб Азиз» стал основным героем и основным персонажем, вокруг которого развиваются все мотивы.

Насер Хемир в каждой своей картине отсылается к бессмертным произведениям исламской литературной традиции. Таковыми выступали «1001 ночь», «Ожерелье голубки» Ибн Хазма. В этот раз режиссер отсылается к важнейшему персидскому поэту Джалладдину Руми и его творчеству.

«Поэма о бабочках» и «Поэма об атомах» Руми являются главными смысловыми ориентирами всех героев. Главный герой фильма — дервиш, стремящийся к великому воссоединению дервишей, которое проводится раз в 30 лет. Уже старый и немощный, он направляется в последний путь вместе с внучкой Иштар, которой рассказывает о смысле бытия и её собственном предназначении.

Баб Азиз во время своего скитания по пустыне также рассказывал своей внучке об одном принце, который не знал ничего о духовной составляющей жизни, хотя сам и был преисполнен любви. Однажды он побежал за газелью и пропал. Многие пытались найти его. В конце концов принц был найден стоящим у водоёма и вглядывающимся в своё отражение. В фильме этот эпизод описывается как лицезрение собственной души.

Ещё один герой повествования — юноша Хусейн, ученик одного писаря. Он всё время слушал поэтический речитатив одной девушки под её окном. В то же время он очень любит своего друга, что отображается в его поступках по отношению к нему. Когда он сидел под окном, девушка читала стихи, в которых повторялась лишь одна-единственная фраза: «من و تو» (с персидского — «я и ты»).

Во время скитаний в пустыне Баб Азиз встретил одного юношу, который искал своё счастье. В дальнейшем, рассказывая свою историю, он упоминал тот путь, который он прошёл и который привёл его к возлюбленной по имени Нур. Сама Нур отправилась на поиски своего отца, которого потеряла. Став дервишем, она направилась на их собрание, а юноша отправился вслед за ней.

Не менее важным героем картины является красный дервиш. С его кружения начинается сама история. Он постоянно появляется на заднем плане: то во время скитаний Баб Азиза по ханакам, то во время истории Усмана и Хусейна. Он — связующее звено историй. Люди могут подумать, что это безумец, но, приглядевшись, можно понять его мотив: помощь людям во всем, любовь к людям, любовь к Богу.

Путь дервиша через стоянки требует от него полного уничтожения своего эго. Это подготовка к свадьбе. К Свадебной ночи, последнему макаму. Макам этот — воссоединение с Богом. Свадьба — отсылка к Руми, ко дню воссоединения с Возлюбленным (Богом).

Таково творчество Насера Хемира. Правильное использование деталей в творчестве художника приводит к полному погружению в культурные смыслы исламской цивилизации. В отличии от многих других описывающих Ближний Восток режиссёров, Насер Хемир сам вырос в исламской среде. Его восприятие этой вселенной началось с самого рождения, и потому его картины отличаются глубиной погружения в атмосферу.

Дени Абдулкаримов

151


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95