— Александр Александрович, расскажите, что было сделано прокуратурой области в антикоррупционной сфере в 2012 году?
— Органы прокуратуры области провели в минувшем году масштабную работу по противодействию коррупции на территории Подмосковья. Хочу отметить, что прокуроры принципиально добивались устранения имеющихся нарушений и привлечения виновных лиц к ответственности. Одним из наиболее значимых направлений для нас была проверка полноты и достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих, их супругов и несовершеннолетних детей.
— В основном с какими нарушениями сталкиваются прокуроры при проведении таких проверок?
— Типичным нарушением является заполнение разделов справок не в полном объеме. Зачастую предоставляется неполная либо недостоверная информация об имуществе, которым владеют или пользуются сами государственные и муниципальные служащие, а также их супруги и несовершеннолетние дети. Нередко указанные в справках сведения отличаются от данных, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Выявляются факты занижения полученных доходов. Всего в 2012 году органы прокуратуры области выявили свыше 8 тысяч нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции. Это более чем в 2 раза превышает показатель 2011 года. С целью устранения выявленных нарушений было принесено 990 протестов, в суд направлено почти 250 исков, внесено 980 представлений, по которым в дисциплинарном порядке наказаны около тысячи должностных лиц.
— Расскажите, как прокуратура борется с нетрудовыми доходами чиновников.
— Представленные за 2009—2011 годы сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих образовали базу данных, достаточную для перехода к следующему этапу в реализации государственной антикоррупционной политики — этапу контроля за их расходами. Он будет осуществляться на основании принятого 3 декабря 2012 года Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В этом законе прокуратуре отведена особая роль. Теперь при установлении обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов государственных и муниципальных служащих их доходам, материалы проверки в обязательном порядке направляются прокурору. Если чиновник не представил сведений, подтверждающих, что имущество было приобретено на законные доходы, прокурор направляет в суд заявление об обращении такого имущества в доход государства. Нам представляется, что такой механизм является наиболее действенным в борьбе с нечистыми на руку чиновниками.
— А что касается нарушений чиновниками установленных законом запретов и ограничений, насколько это характерно для Подмосковья?
— В Московской области такие случаи довольно распространены. Только в прошлом году их было выявлено более 800. Значительная часть нарушений связана с несоблюдением государственными и муниципальными служащими ограничений на участие в деятельности органов управления коммерческих организаций и занятие предпринимательской деятельностью. Часто нарушается запрет о недопустимости нахождения на государственной или муниципальной службе в случае близкого родства. Не принимаются меры для урегулирования конфликта интересов при прохождении службы и принятии решений.
— Можете привести конкретные примеры?
— Например, проверкой, проведенной Солнечногорской городской прокуратурой, было выявлено, что, вопреки требованиям Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», советник главы администрации городского поселения Менделеево одновременно являлся генеральным директором общества с ограниченной ответственностью. Нарушив установленный законом запрет, муниципальный служащий не исполнил обязанность по принятию мер к недопущению возникновения конфликта интересов, предусмотренную Федеральным законом «О противодействии коррупции». В связи с этим Солнечногорский городской прокурор внес главе администрации Менделеево представление об устранении нарушений закона, которое было рассмотрено и удовлетворено. Советник главы администрации освобожден от занимаемой должности.
— На что еще в чиновничьей среде принято закрывать глаза?
— Нередки случаи, когда кадровые подразделения органов государственной и муниципальной власти не принимают необходимых мер для проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих служащих, соблюдения ими требований к служебному поведению. До сих пор выявляются факты, когда органы государственной власти и местного самоуправления не принимают нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции, касающиеся прохождения государственной и муниципальной службы, или включают в них положения, противоречащие закону.
— Прокуратура — один из органов, уполномоченных проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов. Как эту функцию прокуратура реализует в Московской области?
— Мы заняли активную позицию, направленную на искоренение в нормативных правовых актах органов государственной власти и местного самоуправления условий, порождающих коррупцию. Мониторинг регионального законодательства осуществляется постоянно — издаваемые нормативные правовые акты подвергаются проверке на соответствие федеральному законодательству и проходят антикоррупционную экспертизу. Незаконные нормативные правовые акты прокуратура опротестовывает. На проекты нормативных правовых актов, не соответствующие требованиям закона, направляются замечания, предотвращающие их принятие и дальнейшее применение. Значимость этой работе придает ее профилактическая составляющая — именно в ней выражается упреждающая коррупционные проявления функция прокуратуры.
— Выявлялись ли случаи, говорящие о том, что чиновники принимали законы, так сказать, в свою пользу?
— Мониторинг регионального Закона «О государственных должностях Московской области» показал, что его отдельные положения противоречат требованиям Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Трудовому кодексу Российской Федерации.
— Расскажите об этом подробнее.
— Частью 1 статьи 15 областного закона установлено право лиц, замещавших государственную должность в Московской области, получать денежные выплаты в течение года со дня их увольнения до устройства на новое место работы. Однако предоставление такого права является превышением полномочий субъекта Российской Федерации и, как следствие, коррупциогенным фактором, поскольку региональный законодатель не вправе осуществлять правовое регулирование в данной сфере. Аналогичная правовая позиция изложена и в определении Верховного суда Российской Федерации от 1 февраля 2012 года.
— Что здесь было предпринято прокуратурой Московской области?
— В январе этого года прокуратура принесла соответствующий протест на данную норму областного закона.
— И каков результат?
— Протест был рассмотрен и 14 февраля этого года на заседании Московской областной думы был одобрен законопроект «О внесении изменений в Закон Московской области «О государственных должностях Московской области». Но прокуратура выявила, что и этот проект закона был издан с нарушением компетенции должностных лиц при принятии нормативных правовых актов, что также является коррупциогенным фактором. И уже 19 февраля прокуратура направила председателю Московской областной думы замечания с предложением доработать и привести законопроект в соответствие с требованиями действующего законодательства.
— Да, не так просто отобрать у чиновников их «завоевания». Каков общий итог работы прокуратуры с региональным и муниципальным законодательством?
— За истекший год органы прокуратуры Московской области выявили свыше 1 тысячи 300 нормативных правовых актов и их проектов, содержавших более 2 тысяч коррупциогенных факторов. Для их устранения были приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования.
— А как, на ваш взгляд, правоохранительные органы Подмосковья борются с коррупционными преступлениями?
— В целом эту работу можно оценить положительно. Имеющиеся данные свидетельствуют об увеличении количества выявляемых преступлений коррупционной направленности. В ушедшем году их было выявлено свыше 1100. А вот что касается взяточничества, то здесь наблюдается некоторое снижение. Но это можно объяснить смещением приоритетов в работе правоохранительных органов — от массового выявления мелких взяточников и взяткодателей к выявлению более опасных и сложных форм преступлений, совершаемых высокопоставленными чиновниками. Как результат в прошлом году уголовные дела о преступлениях коррупционной направленности были возбуждены в отношении 4 глав муниципальных образований и руководителя одной из районных администраций. Практически все преступления связаны с взяточничеством или попыткой получения имущественной выгоды иным способом.
— Не могу не спросить вашего личного мнения: как вы считаете, что необходимо для того, чтобы мы забыли о таком явлении, как коррупция, и долго ли этого ждать?
— Наивно было бы полагать, что искоренить коррупцию можно за один-два года. Это более длительный процесс, поскольку необходимо вытеснить из общественного сознания мысль о том, что коррупция является нормой. Что касается ближайших целей, то нужно наглядно демонстрировать неотвратимость наказания как для коррумпированных чиновников, вне зависимости от их должностного положения, так и для взяткодателей.
Еще одной важной составляющей успеха должно стать формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению и желание, как отдельных граждан, так и организаций, реализовывать свои права законным путем.
Реализация законодательства о противодействии коррупции неминуемо приведет к положительным результатам, поскольку оно направлено на сужение самих возможностей коррупционных проявлений. А прокуратура, призванная осуществлять надзор за исполнением законов, будет принимать все необходимые для этого меры.
Сколько на это понадобится времени? Это зависит не только от работы правоохранительных органов, но и от каждого из нас.
материал: Лина Панченко