Муслим Магомаев окружен роскошными женщинами и находится в эпицентре политических и финансовых интриг. Первая попытка перенести на экран фрагменты биографии короля советской эстрады не лишена музыкального и романтического шарма, но в то же время наполнена спорными образами и не претендует на маниакальную историческую точность. Мы изучили закулисье съемок сериала и вспомнили самые яркие эпизоды из жизни Магомаева.
Реконструкция советских шестидесятых — процесс трудоемкий и заранее обреченный на массу критических отзывов. И к сериалу «Магомаев» здесь возникают те же претензии, что и к другим телепроектам, в которых авторы попытались воссоздать дух времени. Если в кадре люди, то все они как будто сошли с подиумов тех времен. А если интерьеры, то сразу возникает ассоциация с павильонами ВДНХ.
В некотором смысле эту ситуацию оправдывает то, что почти все съемочные локации были воссозданы с нуля. Пришлось строить тот самый знаменитый пятикомнатный люкс в гостинице «Россия», где Магомаев жил несколько лет. В одном из павильонов «Мосфильма» по архивным кадрам конкурса в Сопоте была собрана декорация концертного зала. И лишь некоторые уличные эпизоды удалось отснять в Москве и Баку.
Возможно, одной из основных удач сериала является главный герой в исполнении Милоша Биковича. Как вспоминают создатели проекта, его кандидатура нравилась всем, включая Тамару Синявскую, и среди сомневающихся был лишь сам актер. По словам самого Милоша, он понятия не имел, кого ему предлагают играть, и не знал ни одной песни Магомаева, однако советы друзей и актерская прилежность помогли ему вникнуть в материал и увидеть в нем перспективы для себя. Внешнего сходства с Магомаевым удалось добиться при помощи цвета волос и специального полупарика (он удлинял виски и затылок по моде того времени), а также сложного грима, на нанесение которого уходило больше часа.
Впрочем, технические детали стали лишь дополнением к неторопливости и своего рода вальяжности самого Милоша, и именно эти качества актера помогли ему передать манеры Муслима Магомаева. Немалую услугу оказали и многочисленные документальные кадры, но что-то пришлось и додумывать. Например, поведение певца в гневе, чего не найти в архивных видеоматериалах. Примечательно, что сербские актеры уже второй раз приходят на помощь авторам кинобиографий столпов советской культуры. Так, в фильме «Довлатов» режиссера Алексея Германа-младшего знаменитого писателя играл Милан Марич, и такой выбор актера почти все назвали очень удачным.
Образы любимых женщин Муслима Магомаева тоже требовали большого труда. Вероятно, выбор Ирины Антоненко на роль Тамары Синявской может показаться спорным. При этом нельзя не признать, что Ирина в жизни и в кадре — совсем разные женщины. Прическа в духе шестидесятых и одежда будто с плеча Жаклин Кеннеди, возможно, слишком пропитаны глянцем, но для атмосферы томной романтики, которая окружает отношения Тамары и Муслима, все это, в общем, подходит.
В то же время министр культуры Екатерина Фурцева выглядит в сериале неправдоподобно хорошо. Она больше напоминает прозападного менеджера, чем женщину с широкой душой и экстравагантными манерами, какой была Фурцева. Еще один прозападный менеджер — Лика, музыкальный редактор и гражданская супруга Магомаева в исполнении Светланы Устиновой. Персонаж скорее из тарантиновского «Однажды в Голливуде», чем из сериала про советские шестидесятые. Впрочем, если найдутся желающие косплеить моду того времени, то наряды Лики (по словам актрисы, среди специально сшитых костюмов было и оригинальное ретро-платье от Кристиана Диора, взятое напрокат у подруги) им будут в помощь.
Илья Легостаев