Многие неудачи в бизнесе, — пишет автор книга «Personal Power» X. Карп, — связаны с тем, что люди привыкли давать слишком быстрые ответы в процессе переговоров. Поэтому при возникновении чужого требования не нужно сразу же входить в состояние «срочности», так как у вас всегда есть право согласиться, отказаться или сделать встречное предложение. Вы всегда можете попросить время для обдумывания, чтобы ответить более «аккуратно» и чтобы на ваш ответ могли положиться. Фраза «Позвольте мне еще раз с вами это обсудить» будет самой уместной.
Ваша личная мощь уменьшается под воздействием разного рода тревог и опасений относительно будущего. Лучше всего в этом случае понять: вы все равно не знаете, что произойдет завтра или через год, поэтому разумнее сосредоточиться на настоящем. Или, если уж не можете избавиться от беспокойства, хотя бы осознайте, чем вы заняты: непродуктивным и необязательным самоистязанием. Затем побыстрее доведите этот процесс до конца и забудьте о нем!
Возвращение утраченной мощи наступит, если вы будете придерживаться следующих правил.
Переоценка себя будет весьма полезной, поскольку в этом случае вы ставите себе новые границы.
Вы должны уметь прощаться с делами, которые закончены. Вся энергия, которую вы тратите на сожаление по поводу прошлых несправедливостей или отношений, перестает быть доступной для текущих целей. Надо вовремя сказать «Прощай» тому, что завершилось, чтобы успеть сказать «Здравствуй» новой появившейся возможности. И, разумеется, надо уметь заканчивать все неотложные дела, чтобы потом понапрасну себя не изводить —
.Необходимо принимать более ясные для самого себя решения. Это значит, что вы должны уяснить свои внутренние ценности и их связь с вашими поступками. Всякий раз при совершении того или иного действия надо дать отчет, какую свою внутреннюю ценность вы реализуете. В общении с окружающими следует более ясно и открыто выражать свои цели и желания, не стесняться их. Ведь вы имеете право хотеть всего, чего вы хотите!
Поддержание нужных физических кондиций — глубокое и медленное дыхание, концентрация на настоящем, уверенная поза — все это увеличит вашу личную мощь.
В деловом общении избегайте жаргона (в том числе профессионального), выражений «для связки слов», в том числе нецензурных. Не злоупотребляйте вопросами; постарайтесь использовать вместо них утверждения, придав им с помощью интонации вопросительный оттенок. Не бойтесь говорить собеседнику «нет», если это является подходящим словом.
Повседневное следование подобным принципам значительно повысит вашу личную мощь, а значит, и деловой успех.
Леонид Левит, кандидат психологических наук, доцент.