Уже только ленивый не высказался о том, что киношники полетели в космос, но можно взглянуть на это с другого ракурса.
А ждут ли нас в космосе?
Насколько природе человека комфортно в космическом пространстве?
Ему там быть противопоказано.
Я бы не стал делать однозначных утверждений по поводу того, что фильм получится ужасным или что он уже не стоит своих денег. Я дождусь фильма, потому что сама идея снять фильм в космосе, конечно, крутая, хотя я бы не называл её «одним из главных событий в космосе». Люди космическим туризмом занимаются (только за свой счёт, а не государственный) и такой шумихи нет, а тут всё то же самое, только добавили к этому камеру, чтобы снять процесс.
С другой стороны, кинематограф знает потрясающие фильмы, которые смотрятся на одном дыхании, и при этом они сняты на земле, а не в космосе. Например, «Гравитация» Альфонсо Куарона.
Именно после просмотра этого фильма задаёшься вопросом:
А ждут ли нас в космосе?
И ответ очень прост на самом деле
Нам там делать нечего.
Именно эта мысль транслируется через фильм «Гравитация» первым планом. Но двойное дно картины, выходящей за рамки фильмов-катастрофах, говорит о том, что лучше оставаться «дома», на Земле. Там, где безопасно.
Космос, который кажется площадкой для новых открытий и «маленьких шагов человека» в сторону других планет, является ничем иным, как фатальной ловушкой, которая ничего кроме попыток в лучшем случае не принесёт.
Сложно будет нашему фильму тягаться с «Гравитацией», которая держит тебя от начало и до конца, а зрителю остаётся только постоянно повторять слоган:
«Не отпускай».
Космос — это величие, которое очень требовательно, и с его требованиями человечество пока не справляется. Вспоминается шуточное высказывание марсианина, сыгранного Кристофером Ллойдом в фильме «Мой любимый марсианин»:
Человек — «высшая форма жизни»? Не смеши меня... Ваши космонавты до сих пор писают в скафандры, о чём мы говорим...
Просто шутка. Но в ней есть и львиная доля смысла, который выходит за рамки простой шутки.
И без того хрупкая человеческая жизнь, кажется, умножается в своей хрупкости и беспомощности. Ведь одно дело, когда катастрофы касаются воды, цунами, надвигающегося на пляж, извержения вулкана, землетрясения, непроходимых джунглей с опасными животными, необитаемого острова. И совершенно другое дело, когда ты один на один с вечным мраком, ты в футляре, который в несколько сантиметров отделяет тебя от неминуемой смерти. Обездвиженность и зависимость от воздуха, того, что в избытке есть на родной планете, делает этот, окутанный тёмным саваном, мир лишь фантазией о мире лучшем, который ждёт нас где-то посреди миллиарда звёзд.
Мы уверены, что он ждёт нас, но, увы, это ожидание безответно.
Несмотря на изумительную красоту фильма, он говорит нам об очень простой и тревожной вещи, которую стоит повторить ещё раз: лучше посвятить все силы той планете, на которой мы уже живём, а не той другой, которой может и не быть.
Сергей Брыляков