В последнее время наши фильмы часто мелькают на ведущих зарубежных и самых разных кинофестивалях мира, получают там призы, иногда могут себе позволить даже номинироваться на «Оскар», но всё равно бытует мнение, что наши снимать не умеют.
На самом деле умеют, просто эти фильмы не рекламируют так яро, как «Движение вверх» или «Т-34», и отечественные хорошие фильмы почти не видно. Впрочем, это просто лирическое отступление.
Предлагаю пройтись по нескольким фильмам на протяжении нашей истории, которые до сих пор на хорошем счету за рубежом и считаются лучшими у нас (конечно, по мнению международных критиков и режиссёров).
Броненосец «Потёмкин»
Этот фильм говорит сам за себя.
Среди всех фильмов, которые на Западе боготворят, лидирует «Броненосец "Потёмкин"». Новаторские приёмы. Сцена с «одесской лестницей» уже навсегда вошла в кинематограф как одна из лучших снятых сцен в мире.
Многие великие режиссёры отмечают этот фильм как один из лучших в мире наравне с «Гражданином Кейном» Орсона Уэллса или «Рождением нации» Дэвида Уорка Гриффита. Каждый уважающий себя гражданин России обязан посмотреть фильм, благодаря которому отечественный кинематограф заявил о себе как об одном из лучших.
Человек с киноаппаратом
Любимый фильм Жан-Люк Годара. Он пересматривал эту авангардную и экспериментальную документалку сотню раз. Вообще, фильм оказал огромное влияние на «Французскую Новую Волну» и на весь кинематограф в целом.
В 2014 году журнал Sight & Sound (один из самых престижных журналов о кино, который был создан аж в 1932-ом) назвал эту картину «лучшим документальным фильмом всех времён».
Белое солнце пустыни
Ещё бы этот фильм не привлёк внимание американцев, ведь он снят в жанре вестерна, хотя у нас он негласно назывался "истерн" или пренебрежительно "борщ-вестерн" (по аналогии с итальянскими "спагетти-вестернами").
И если сначала американцы шли на этот фильм со скепсисом и любопытством (как в кунсткамеру, чтобы увидеть советскую диковинку), то после просмотра они уходили буквально другими людьми.
Мама
Никого не напоминают? Сказка-мюзикл, который очень любили американцы не меньше, чем свой мюзикл «Кошки», который появился много позже.
Разумеется, упрекать в плагиате бессмысленно и глупо, ведь «Кошки» основаны на стихах Элиота, но это всё равно забавно. И если другие сказки, например, Александра Роу встречали в США холодно и очень критично, говоря, что эти «сказки» не для детей вовсе, то про «Маму» все говорили очень хорошо.
Больше, чем в Америке, фильм был популярен в Румынии и Норвегии, где он считается самым кассовым советским фильмом, по телевидению его крутят на каждый Новый Год. Для них он сакрален в это время года, как для нас «Ирония судьбы».
Как это можно объяснить и почему именно Норвегия? Сложно сказать. Наверное, фильм попал в культурный код этой страны. А ещё он просто очень добрый и хороший сам по себе.
Москва слезам не верит
А вот пример фильма, который сейчас кажется невероятно популярным и одним из лучших у нас, но на момент выхода к нему относились не так горячо. Критики посчитали картину мрачной и безвкусной мелодрамой.
Картина нашла свою популярность на Западе, а когда получила «Оскар» за лучший иностранный фильм, все вдруг очухались и стали судорожно пересматривать фильм, который изначально был очень хорош.
Американцы вплавь по своим слезам добирались до дома, а когда успокаивались, покупали ещё один билетик в кинотеатр.
Утомлённые солнцем
Первый именно российский, а не советский «Оскар» за лучший иностранный фильм, который был очень популярен как за рубежом, так и у нас на родине.
Это был важный фильм для истории российского кино во многом из-за получения «Оскара». Мы показали тем самым, что несмотря на свершившуюся перестройку, можем снимать не только «местечковые» перестроечные фильмы, а картины международного уровня. Михалкова даже называли новым Спилбергом.
Левиафан
Конечно, до этого фильма была и звягинская «Елена», которая получила приз в Каннах, но именно «Левиафан» можно считать самым известным фильмом Звягинцева. Он принёс номинацию на «Елена», выиграл «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм, а также покорил Канны, где вручили ему приз за лучший сценарий.
Десятые годы нынешнего века — это подъём русского кино, хотя в глазах Запада никого спада и не было. Мы на протяжении истории всегда присутствовали на самых престижных фестивалях и получали там призы. Только вот мы, россияне, не всегда знаем об этом. И вот в этом, наверное, и заключается спад российского кинематографа. Потому что в советское время любой фильм, оставивший след в мировом кинематографе, становился гордостью страны, а сейчас хорошо, если нам хотя бы по телевизору об этом скажут.
Сергей Брыляков