А был ли мальчик?
Многим с детства знакомы строки:
Что случилось?
Что за крик?
Это тонет ученик!
Он упал с обрыва в реку!
Помогите человеку!
Мифическому герою повести Маршака — мальчику Васе Бородину — несказанно повезло: ему вовремя протянул руку помощи образцовый милиционер. Кстати, совершенно непонятно, по какой причине парнишка сиганул с обрыва. Ну да ладно. Литература как вид искусства живет по своим законам. Наша современная действительность — совсем другое дело. Вполне реальному ученику
Как выяснилось позже, виной всему игровые автоматы. Подросток занял у старших товарищей довольно крупную сумму денег, деньги, естественно, проиграл и не смог вовремя вернуть долг. По словам Васиных одноклассников, он многим был должен «по мелочи», но в последний раз сумма оказалась слишком велика, а кредиторы — посерьезнее. Боясь наказания со стороны родителей (семья Петровых небогата) и мести «товарищей», Василий сначала ударился в бега и неделю прятался по знакомым. Когда же кредиторы «вычислили» его и приехали с угрозами, подросток решил свести счеты с жизнью — прыгнул с моста в холодную осеннюю реку…
И это не единственный случай. В последние годы наблюдается рост числа побегов учащихся из дома, суицидов в состоянии аффекта и других подобных способов решения крупных финансовых проблем, так или иначе связанных с азартными играми.
Выходит, не все так безобидно? Но ведь эта беда — азартные игры — появилась не сегодня, скажете вы. И будете правы.
Тройка, семерка, туз…
История игр началась практически одновременно с историей человечества: игральные кости, карты, фишки, рулетка, дартс и боулинг — вот далеко не полный список развлечений страдающего меланхолией homo sapiens,а. Само слово игра вполне безобидное. Это всего лишь тот или иной способ развлечения (так трактуют это понятие толковые словари). Но все меняется, как только игра становится азартной.
Заметьте: смысл выражения «играть с азартом» (то есть страстью) отличается от словосочетания «азартные игры». Азартная игра подразумевает случайный выигрыш, так сказать — зависящий от случая, воли судьбы («как фишка ляжет»).
По одним сведениям, родина карт — Ближний Восток, по другим — Китай. В Европе карты нынешнего вида изобретены Жакелином Гренгонером, придворным шутом слабоумного короля Карла VI. Эти карты ждала печальная участь — вскоре их стали употреблять для азартных игр в Париже (кстати, там же, в публичной библиотеке, хранится и по сей день самая древняя колода карт, датированная 1390 годом). С XV века распространяется карточная игра на деньги. Отель Нельской башни в Париже считался синонимом разврата, мошенничества и шулерства. Показательно, что в 1397 году карты как во Франции, так и в Германии были запрещены.
В России азартные игры (карты, зернь, тавлеи, или шашки) были известны уже в XVI столетии. Особенно любили зернь — небольшие косточки с белыми и черными сторонами. Выигрыш определялся тем, какой стороной упадет фишка при броске. Однако, подобно картам, это времяпровождение считалось крайне предосудительным.
К XVII веку в России сформировалось четкое отрицательное отношение к азартным играм, поскольку они были любимым занятием лентяев, гуляк, негодяев, развратников и пьяниц. Правда, шахматы и шашки стали привилегией бояр.
При царе Алексее Михайловиче игры в зернь, кости и карты строго преследовались, о чем свидетельствует Соборное Уложение. Император Петр I вообще не терпел при дворе карточной игры. В армии и флоте не дозволялось проигрывать в карты более 1 рубля.
Карточные азартные игры входят в моду начиная с XVIII века, со времени начала царствования императриц — Анны Иоанновны, Елизаветы, Екатерины II… Играют «на интерес», «на деньги», «на поцелуй» и пр. Правда, Екатерина II пыталась регламентировать «газартныя» игры, чтобы осадить шулеров, делавших из этих игр профессию.
Екатерина II, кстати сказать, недолюбливала именно азартных игроков, считая, что «люди эти не могут быть никогда полезными членами общества, потому что привыкли к праздной и роскошной жизни. Они хотят всю жизнь свою провести в этой пагубной игре и, таким образом, лишая себя всего своего имения и нисколько об этом не заботясь, делают несчастными и других, которых они обманывают и вовлекают в игры».
Несмотря на запреты, игорные дома в России множились, уходя в подполье в момент опалы и расцветая пышным цветом во времена «оттепелей». Иногда в Москве XVIII-XIX веков доходило до того, что в публичных собраниях и клубах вовсе почти не танцевали, а сразу усаживались за карточные столы, дабы «загнуть уголки» (сделать ставки).
В пагубной страсти к игре признавался Гаврила Романович Державин: «Что я в юности не делал? То в кости, то в карты, то в шары, то в шашки, а иногда, о, грешен окаянный! загибал я и уголки».
Пушкин во время пребывания своего в южной России поехал за несколько верст на бал, желая увидеть предмет своей тогдашней любви. Сев понтировать до бала, проиграл всю ночь до самого утра, прогуляв все деньги, и бал, и свою любовь… Случайность?
В начале повести «Пиковая дама» Германн признается:
«Игра занимает меня сильно… Но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». В финале повествования три карты затмевают его сознание, завладевают им полностью! Помните? Тройка, семерка, туз…
Нигде азартные игры не достигают такого чудовищного размаха, как в Москве. Здесь же постоянно происходят самые скандальные истории, связанные с игорными заведениями, в которых по большей части действовали умелые шулера. Один ловкий француз, известный под именем Перрена, выдавая себя за несчастного эмигранта, погубил карточными долгами многих людей из знатных фамилий, съезжавшихся покутить. Вспоминаются и проделки «золотой молодежи» в «Войне и мире» Толстого — раскаяние Ростова, проигравшего 43 тысячи бретеру-картежнику Долохову.
Ростову было к кому обратиться за помощью. У Васи Петрова такой возможности не было…
Красное и черное
Рулетка была изобретена в Париже и в первый раз явилась миру в салонах Живри и Суасон. Вот она: красное и черное поле, чёт и нечет в цифрах, два «зеро», барабан и шарик — все нехитрые приспособления фортуны. Повезет — не повезет… Игра в рулетку — азартная из азартных: в несколько минут можно лишиться состояния. Или приобрести?
Азартнейшим игроком в рулетку был Достоевский. Вот его признание жене Анне Григорьевне: «Ах, голубчик, не надо меня пускать к рулетке! Как только прикоснулся — сердце замирает, руки-ноги дрожат и холодеют». «Тут шутя выигрываются десятки тысяч… Да, я ехал с тем, чтоб всех вас спасти и себя из беды выгородить. А тут, вдобавок, вера в систему», — пишет он брату.
Игра и нужда — постоянные спутницы, неразлучные подруги. Федор Михайлович закладывал часы и обручальное кольцо, брал взаймы, тратил авансы. Зачастую, прибыв в какой-нибудь город, первым делом бежал к рулетке.
Достоевский с его даром психоаналитика великолепно описал психологию игрока. В его романе «Игрок» алкавшая игры на рулетке бабушка признается: «Я пятнадцать тысяч целковых профершпилила!» И тут же, достав последние ассигнации, командует: «Жива не хочу быть, отыграюсь!» Ее азарт сродни алкогольному опьянению, а поведение со стороны можно расценить как действия человека нездорового, находящегося в состоянии аффекта.
Ваше слово, товарищ Павлов!
Для того чтобы понять физиологическую сторону процесса азартной игры, достаточно вспомнить школьный курс анатомии — собаку Павлова и все такое. Применительно к азартному игроку это выглядит следующим образом.
Весь процесс игры сопровождается регулярным выбросом в кровь порций адреналина. Как известно, у животных этот адреналин используется для снятия боли при ранении, переломе или в экстремальных ситуациях (например, испуганная горная коза «замирает», как бы врастая в скалу копытами. Кстати, попробуйте отцепить от ствола дерева кошку, спасающуюся там от собак).
А что у человека? Оказывается, при выигрыше адреналин, поступивший в кровь, повышает общий тонус, «бодрит» игрока. Часто можно услышать, что игра «щекочет нервы», «греет кровь». Наблюдается общее повышение температуры на один-два градуса, учащение сердцебиения, даже покраснение кожных покровов. Эмоциональный фон повышается, как после рюмки спиртного. Интересно, что при проигрывании наблюдается то же самое состояние. Но еще появляется желание отыграться. Вот и азарт! Кровь разносит адреналин по телу, организм «запоминает» приятные ощущения, вырабатывается условный рефлекс: игра — адреналин.
Беда в том, что адреналина требуется все больше, так как вырабатывается привыкание, прежних доз недостаточно. Накопление адреналина в организме вызывает отравление. При сильных выбросах вещества (например, в случае проигрыша) это может привести к резкому ухудшению настроения, депрессии, аффектовым состояниям.
Таким образом, пристрастие к азартным играм сродни курению, наркомании и алкоголизму. Специалисты пришли к выводу, что в этом участвует эндогенный фактор (генетическая предрасположенность) и ряд других, не до конца изученных экзогенных факторов (внешних, в том числе социальная среда). Трудность состоит в выявлении «игроманов», так как, в отличие от алкоголиков и наркоманов, их внешний вид не выдает склонности к игровой зависимости.
Интересный вопрос: почему одни люди с синдромом разного рода зависимости бросают свои пагубные привычки, а другие преспокойно продолжают свое шествие «по наклонной»? Значит, дело не только в физиологии (физическую тягу к препаратам прекратить вполне реально при помощи врачебной терапии). Естественно, что основная причина кроется в психологии.
Полюбить — так королеву,
проиграть — так миллион!
Сегодня бойкие призывы наперсточников сменились заманчивыми подмигивающими витринами игровых комплексов. Расцвет игровой индустрии произошел не на пустом месте: азарт в сознании человека еще советской эпохи (
В советское время лотерея «Спринт» давала шанс выиграть рубль, но, как правило, после того, как вы этот рубль (и еще десятку) на этот выигрышный билет и потратили. Общественное сознание подготавливалось к появлению индустрии игр. В одной только Москве сегодня количество игровых автоматов составляет несколько тысяч, и доступ к ним открыт днем и ночью. Социологический опрос персонала некоторых заведений позволяет выявить три большие группы посетителей игровых залов.
Первую составляют «профи», для которых игра — средство зарабатывания денег. Эти люди достаточно четко планируют свои расходы на развлечения (например, ежедневно тратят на игру не более 200 р.).
Вторая (и она же самая большая) «группа риска» — азартные игроки, зависимые от игры.
Третью группу составляют шулеры, «подстрекатели» и «сочувствующие».
Специалисты НИИ наркологии Минздравсоцразвития РФ, выявив только в столице 10 000 «игроголиков», констатируют у них синдром игровой зависимости. Именно на этих людей и делает ставку игорный бизнес, спекулируя на слабости к игре.
К сожалению, специалистов по лечению игровой зависимости в Москве практически нет. Как показала зарубежная практика, главная задача — добиться, чтобы зависимый человек признал наличие проблемы и захотел что-либо сделать для исправления ситуации. Специалисты уверены: игровая зависимость как болезнь не может быть вылечена, но вполне может быть остановлена.
Мальчик… был!
Одноклассники Васи Петрова вспоминают, что не раз спрашивали его, на что он потратит деньги в случае выигрыша. Ответ почти всегда был один — потратит на игру… Именно так отвечают большинство играющих. Это уже показатель аддикции — зависимости, заставляющей постоянно совершать выбор в пользу тех действий, которые разрушают психику человека. Теряется контроль над эмоциями и поведением, формируются условия для «ухода» в другую реальность. И это только усугубляет положение зависимого.
Любая зависимость (в том числе игровая) наносит ущерб как физический, так и психологический: поддерживает в человеке чувство собственной неполноценности, помещает его в «кокон» одиночества, создавая лишь иллюзию полноты жизни. По сути, это есть синдром дефицита удовлетворенности. Он имеет различную природу. В случае с Василием многое вышло на поверхность постфактум: сложная обстановка в семье, где мальчик не мог поделиться с родителями своими проблемами, школьное окружение, где на поверку «каждый сам за себя», нехватка элементарного человеческого взаимопонимания.
Результат — уход в психологическое «подполье», в игру для удовлетворения скрытых потребностей. Автомат заменил, вытеснил реальность. Вот только уйдя с головой в игру, Вася заплатил немыслимую цену по окончании сеанса. Был человек — и нет человека.
Game over — игра закончена. Так может, лучше работать над реальностью, чем тратить себя на миражи?
А пока что «однорукий бандит» выходит на охоту. Кто будет следующей жертвой?
Дмитрий КУЗНЕЦОВ,
Центр детской нейропсихологии, г. Москва