Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Ох уж эти интроекции

Как часто вы слышали от родителей «должен» или «должна»?

«Мальчики не плачут», «мальчик должен помогать девочкам», «мальчик должен быть смелым», «мальчик должен быть аккуратным»… «Девочка должна носить розовые платьица», «девочка должна быть красивой», «долг девочки – выйти замуж и родить детей»…

 

Сколько из этих фраз вас сейчас откровенно бесят? Сколько из этих «должен» и «должна» вы достигали, но не получали одобрения от родителей? Сколько из этих «должен» и «должна» вы действительно должны для себя и должны ли? Из-за скольких таких должествований вы упиралась в стену непонимания (своего – прежде всего) и недостижения, казалось бы, таких желанных целей? Признайтесь, ну!

Это интроекции  (почему-то так и хочется сказать эту фразу тоном Масяни из серии «Розовая кофточка»). Так называются в гештальт-терапии механизмы, когда мы буквально «проглатываем» чужую информацию, не «пережевав», не обдумав, не присвоив её, и ходим с такой установкой, думая, что она наша. А она не наша. Она чья-то. Она прилетела из фона, но так и не стала для нас фигурой, если выражаться языком гештальт-терапевтов. 

Буквально интроекция означает «вбирание внутрь». По сути, вы вбираете внутрь себя что-то чужеродное. И не имея чётких ответов «что это, зачем это, про что это для меня?», вы теряете способность гибко отвечать окружающему миру, если он эту интроекцию задевает. 

В детстве у меня был друг, мальчик на полтора года младше. Я часто приходила к нему в гости, мы с ним играли, кушали. И я с удивлением наблюдала, как его бабушка за обеденным столом брала в ложку еду, засовывала её себе в рот, тщательно пережёвывала, выплёвывала обратно в ложку и пережёванную массу давала мальчику. На минуточку, ему было тогда пять лет и с зубами у него всё было в порядке. Что это – попытка обезопасить ребёнка от неожиданности в еде или же потворствование его несамостоятельности? 

Вот и с интроекциями так. У них двойственная природа. С одной стороны, когда родители говорят, что мы должны, они пытаются внедрить в наши головы какие-то воспитательные истины. С другой стороны, подобный директивный и прямой метод может привести к отсутствию у ребёнка своей точки зрения. Зачем? Ведь её же надо обосновать, а это сложно. Куда проще кинуть мимоходом «мне мама так сказала» и никаких вопросов. 

Основатель гештальт-терапии Фриц Перлз в одной из своих книг писал про то, что есть некоторая аналогия между нашим поведением и способами поглощать и переваривать пищу. Об интроекции в таком контексте можно сказать, что мы давимся (жадно хватая пищу) мнениями и суждениями окружающих без предварительного их пережёвывания (переработки), а потому и не можем усвоить и интегрировать их. 

Возьмём процесс вашего ежедневного обеда. Вы же смотрите в тарелку, рассматриваете ингредиенты; если кушаете в ресторане, то можете и микроскопический волосок в супе разглядеть и устроить по этому поводу разнос официанту. Так? Так почему же вы столь пристально не вглядываетесь в чужое мнение, прежде чем принять его за истину? 

Когда вы съедаете гнилую помидорку или плохо помытое яблоко, вы потом мучаетесь от отравления. Когда вы торопитесь, едите на ходу, плохо прожёвываете, в итоге вместе с едой в желудок попадает много воздуха и вы мучаетесь икотой, изжогой или отрыжкой.

Неприятные последствия, не правда ли?

Но у вас всегда есть выбор. Внимательно рассмотреть помидорку и отрезать её гнилую часть, тщательно помыть яблоко, сесть и спокойно и вдумчиво съесть гамбургер, или же помочь себе пост-фактум таблетками от отравления, отлежавшись в кроватке день-другой.

Точно так же вы должны быть готовы отрезать, помыть, вырвать, выплюнуть и пересмотреть идеи и мнения, которые уже были вами проглочены, но не присвоены. 

В следующем выпуске рубрики вас ждут упражнения, которые повысят вашу осознанность, разовьют способность отделять фигуру от фона, а фон – от фигуры, помогут натренировать внимание на том, что и как вы делаете, дадут возможность прокачаться в осознанном присваивании чужого опыта или мнения. Следите за обновлениями!

Виктория Каменская,
психолог, соционик

108


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: