Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (МАМТ) сделал ставку на молодежь и открыл летний ликбез для начинающих меломанов. Эксперты уверены: классическая музыка повышает интеллектуальные способности школьников, их успеваемость и меняет планы на будущее. Почему просвещение детей и юношества стало стратегическим направлением академического коллектива, выяснили «Известия».
Образовательный проект «Студия МАМТ» существует более двух лет. Его кураторы каждый месяц создают новые программы, чем увеличивают аудиторию. До карантина всё происходило в формате живого общения. Казалось, что только так проект и может существовать. Но сейчас просветительская деятельность переместилась в соцсети.
— Образовательные программы у нас разнообразные, и их скорее можно назвать «соблазнительные» и «увлекательные». Цели у каждой свои. Но есть очень важные детские, их можно назвать смотрящими вперед, — рассказал художественный руководитель оперы МАМТ Александр Титель.
По его словам, работа с подрастающим поколением — это не только воспитание хорошего вкуса, но еще и важная стратегическая задача. Кто придет в театр, что они будут слушать и смотреть — найти ответы на эти вопросы необходимо уже сейчас.
По мнению руководителя проекта «Студия МАМТ» Алисы Спириной, вкусы юных могут учитываться не только при планировании образовательных программ, но и при формировании репертуара.
— Когда-то Олег Табаков сказал, что театр должен быть супермаркетом, где каждый человек может найти то, что ему будет близко, — сказала она. — Мне кажется, наша образовательная программа — идеальный мостик к зрителю. У нас можно пойти на экскурсию за кулисы, познакомиться с цехами, послушать лекции. На занятиях в проекте «Строим театр» познать азы сценографии. А приходя на «Знакомство с профессией», можно из начинающего визажиста переквалифицироваться в театрального гримера. Или учиться писать музыку под руководством композитора.
Открыть для себя театр можно разными путями. Но наибольшее влияние на детей всё же оказывают взрослые. Самому или с родителями, юному меломану важно сделать первый шаг.
— Помню, когда в детстве пришел в театр, меня очень заинтересовало всё, что было по ту сторону зрительного зала, — вспоминает Александр Титель. — Хотелось заглянуть в оркестровую яму и понять, что же за таинственные люди с такими удивительными инструментами там находятся. Чтобы у детей возникло желание изучить театр, родители должны хотя бы привести ребенка сюда.
Пример преемственности поколений есть и в самом МАМТе. Очевидный показатель того, как увлечение стало судьбой, — жизнь детского хора. На заре существования коллектива родители приводили в него детей. Кто-то из них продолжил профессиональные занятия в творческих вузах. А потом уже их дети влились в хор.
В помощь родителям — проект МАМТа «Музыкальный клуб», появившийся во время карантина в формате онлайн.
— Насчет нового формата были опасения — опыта такого рода общения у меня не было, — поделилась руководитель проекта Ляля Кандаурова. — Удивительным образом встречи в zoom оказались эффективными. Формат позволил ребятам в легкой, приятной и одновременно серьезной беседе обсуждать музыкальный театр.
Благодаря попечителям у программ театра есть собственный бюджет, занятия проходят каждый понедельник. В группе — дети 11–13 лет из разных российских городов и даже из Нидерландов и Люксембурга. Уровень подготовки разный. Тут и музыканты, и те, кто не привык слушать классику.
Посмотреть трансляцию беседы можно на интернет-канале театра.
Зоя Игумнова