Начнём просто с похвал, продолжим размышлениями вокруг да около и подытожим сокрушительной критикой.
Итак, похвалы:
Замечательный, прекрасный, легкий, воодушевляющий, изысканный фильм! Никаких примесей, никаких ложек дегтя, - полноценная и безупречная картина, к которой обязательно захочется вернуться. Удивляет также подбор актеров. Общеизвестно, что сложней всего работать именно с таким возрастом, - однако актеры не только играют хорошо, но и харизмой берут – на них просто приятно смотреть. И это касается даже третьестепенных персонажей.
Поговорим:
Перед просмотром я к тому же начитался многочисленных рецензий, посвящённых обсуждаемому фильму. Мнения оказались разделены. От нескрываемого восторга, как в моем случае, до оскорбленных чувств и презрительных мин. Что удивляет: в основном, критика касается не самого фильма (а придраться очень даже возможно хоть к тому же сюжету), а выбранной темы! Вплоть до того, что люди могут заранее оскорбляться и горевать о «погибшем российском кинематографе», даже не смотря сам фильм. Так сильно тревожит зрителей, что это история про влюблённых подростков! Так сильно их тревожит, что там есть и намеки на секс и даже употребление алкоголя. Я считаю, здесь перед нами элементарный пример ханжества. Давайте уж говорить начистоту – нет ничего страшного ни в алкоголе, ни в сексе в том смысле, что это часть жизни, от этого никуда не деться и это не обязательно часть «чернухи» или «оскверненной и падшей России», это просто бывает. Фильм чуть ли пропагандистским не называют, навязывающим что-то такое, невероятно запретное – но, давайте начистоту, разве дело в кино? Разве только насмотревшись «14+» Ваш ребенок «пойдет по кривой дорожке»? Давайте начистоту – по этой дорожке всегда и везде проходило когда-то большинство, вне зависимости от кино предпочтений. Кина вообще могло и не быть. И да, некоторые, но не все, процентов десять, попав на эту дорожку скатываются в ямку – но это тоже процесс, не касающийся никаких пропаганд, это тоже статистика.
Тот самый кадр, столь возбудивший всех поборников морали
Так и вижу этих критиков: что призывают к морали, здоровью духовному и физическому, защите подрастающих поколений, называющих фильм «14+» вредным и пошлым… они ведь, уверен, с удовольствием будут смеяться на развесёлых комедиях типа «Горько», не замечая никаких пошлостей. А знаете, почему такая разница? Потому что в «14+» пошлостей как таковых нет вовсе. Всё очень аккуратно. Все очень деликатно. И вот это-то и будоражит критиков, им становится не по себе – им хочется как-то понять – и они понимают это через то, что – видимо, фильм для извращенцев, раз про детей. Пошлость… даже там, где она могла бы и быть, режиссер ее берет и не показывает, спокойно и просто говоря о простых вещах. Ну, покупают подростки пиво в магазине… и что? Вы скажете, это показано ради того, чтобы сказать – мол, глядите какими у нас алкоголиками дети растут! – нет. Просто и вправду дети частенько пытаются пиво купить. И ваш покорный слуга в возрасте четырнадцати лет тоже это делал. И ничего. Всё это не демонстрируется под этикеткой «чернуха» - всё это демонстрируется даже с любовью. Да-да. Проверьте, забудьте, выкиньте «чернуху» из головы!
К слову, в сравнении со «Школой» Гай Германики, например, - эти два проекта в чем-то сходны, но «Школа» проигрывает, как раз потому что Гай Германика намеренно провокативна. Фильм «!4+» не собирается Вас провоцировать, но напротив – это повод еще раз, откровенным, искренним языком поговорить о любви.
Отмечают сходство с фильмом Роя Андерсона «Шведская история любви». Действительно, очень похоже. Не калька, но, тем не менее… Замечаю, например, полное отсутствие таких же гневных комментариев в адрес «Шведской истории». Почему? Да всё просто – то швед, то почти классик, а значит, его фильмы по определению умны, интеллигентны и обязательны к просмотру. А то наш режиссер – значит это разврат, пропаганда и пошлость. Да. И еще обязательно добавим: «Ах, на что только не выделяет деньги минкульт!?»
Что плохо
Итак. При всём восторге не могу обойтись без критиканства. Конечно, расстраивает, что заявленная в слогане и аннотации «история Ромео и Джульетты» к реальному положению вещей не относится вовсе. Так-то – не особенно было и нужно, но: Ромео и Джульетта это история не только любви, это история любви вопреки, это история противостояний. Вот чего как раз и не хватает «14+» - здесь у нас только любовь и пара мелких, мало чего решающих стычек на пути к кульминации, то есть, к койке.
Примерно так герой и его лучший друг справляются со всеми драматическими коллизиями...
Объясняю – какой бы ни была замечательная атмосфера, как бы здорово ни играли актёры, увлекательно выстроенный сюжет играет большее значение. И поначалу – пока нас только вводят в курс дела – всё это смотрится ещё более-менее увлекательно. Затем начинаются нерешаемые проблемы. Раз уж в слогане упомянут Шекспир, мы тем более ждём чего-то жёсткого и беспощадного, ну, как минимум, что будут сложности. Мы ждём этих сложностей. Сложности просто обязательны. И что же? Таких сложностей я насчитал три с половиной.
Первая «половинка» - почти и не угроза. Друзья героя отвлекают местных «гопников», пока он втихую пробирается в подъезд к своей будущей подружке. Всё! Закручено? Интригующе? Сомневаюсь.
Вторая опасность – героя избивают на дискотеке, при его первом сближении с девушкой. Те же гопники. Мы уже ожидаем: так, вероятно, об этом будет фильм. О том, что на пути любви встает армада хулиганов, живущих по каким-то неправильным ценностям. Что тут будет ужасная вражда районов, в эпицентре которой окажутся наши герои. Но мы неправы: хулиганам выделен ещё только один короткий эпизод и всё.
Третья опасность – он и есть – после свидания герой вновь попадает в лапы хулиганам, уже ночью, на улице. Ситуация критическая, спасенья нет, а когда проезжает мимо полицейский уазик, герой, следуя негласному кодексу чести, не взывает к полиции… В итоге – уважение от хулигана-вожака… и враги пропадают навсегда. Больше гопников мы не увидим. Будто поразившись подвигу героя, они и вовсе решили испариться без следа.
Трёх эпизодов с гопниками недостаточно для того чтоб стать активной «линией противостояния». Это просто краткие эпизоды и небольшие приключения. Ладно. Есть ещё четвёртое – встреча героя с отцом героини. Огромный страшный здоровяк, работающий, как мы узнаем позже, поваром в тюрьме. Думаем: может, хоть здесь раскроется трагическая, тревожная история – может именно этот отец устроит главному герою ад на земле и запретит встречаться с героиней? Нет! Отец хоть и хмур, но совершенно апатичен.
Итак, перечисленное выше – и есть все «препятствия» на пути героя и героини к их счастливой любви. В остальном всё просто – герой влюбляется, герой пытается познакомиться, герой знакомится, герой проводит время с героиней, дело плавно клонится к койке, извиняюсь, и койка оказывается главной кульминационной точкой фильма. Последние десять минут – забавное свидание, герой предлагает даме выпить малиновой настойки, затем краткое зтм, а после, собственно, то, чего мы все ждали – затем герои в койке засыпают, приходит мама, мама ничего не говорит, но с грустью уходит из дома. Что замечают и герои. Ну, что ж, замечают – и пожимают плечами – конец фильма. Даже мама не смогла стать каким-то препятствием для этих гереов.
Всплыл в памяти один из любимых фильмов Кустурицы «Помнишь ли ты Долли Белл». Тоже ведь похожая тема. Но у Кустурицы не просто история любви. У Кустурицы – это и история взросления вообще, история дружбы и предательства. Здесь у героя куда больше моментов, когда нужно делать серьёзный выбор – пан или пропал, больше препятствий. При таком же хронометраже! А вывод, к котором нас подводят режиссеры? 14+ - подводит нас к прекрасной мысли, что, да, так случается, дети рано или поздно взрослеют и начинают заниматься сексом. Кустурица же, рассказывая историю от лица мальчика, идёт дальше – герой хоть и исполняет свою «сексуальную» мечту, оказываясь в одной койке с героиней, но там дальше ещё минут пятнадцать фильма. И за эти пятнадцать минут герой понимает, что секс не сделал его счастливым, что и дама, которую он любил, больше ему не нужна, она просто останется в его памяти как некий символ. Что он не храбрый и могучий герой, что он при всей несправедливости судьбы не может противостоять действительно сильному и подлому антагонисту. Что умер отец. Что есть ещё и семья. Больше, больше проблем, насыщенней сюжет! И при том же хронометраже! Это я к тому, на что можно заменить различные буколические зарисовки и романтические томления под музыку.
Ещё я встречал критику за «несоответствие реальности». Дескать, на дискотеках сейчас так не танцуют, и пацаны в Москве вот так, «район на район» не конфликтуют, что музыку такую не слушают и слушать не станут («Зелёноглазое такси»), да и вообще, мол, кругом какой-то привкус девяностых. Я привкуса не заметил. Может быть, потому что и сам «слегка устарел», но, думаю, ещё и оттого что показанное здесь не выглядит «невозможным», а значит оно вполне уместно. Искусство не обязано совпадать с чьими-то ни было представлениями о реальности.
Тот самый привкус девяностых!
А ещё можно отметить, уже без критики, но слегка улыбнувшись – некие возрастные аномалии… Актриса, играющая мать героя, старше его всего на тринадцать лет. А вот зато актер, исполняющий роль матёрого старшеклассника, старше той же матери уже лет на пять. Видимо, много раз оставляли на второй год!
P.S. Прочёл ещё раз и ужаснулся – кажется, ругать у меня получается куда лучше, чем хвалить. Между тем, повторюсь, фильм замечательный даже при всех указанных недостатках! Я бы даже сказал: он иррационально замечателен. И просто необходим – обязательно посмотрите!