В этом году на Всероссийской олимпиаде школьников учащиеся московских школ завоевали в финале 943 диплома, побив свой прошлогодний рекорд. Специалисты считают, что развитию таланта школьников способствуют методические материалы МЭШ.
Успехи московских школьников на олимпиадах вовсе не следствие интенсивной работы со специально отобранными детьми из топовых школ. Главное достижение столичного образования в этом вопросе заключается в том, что так называемые обычные школы смогли достичь успеха. В этом году 227 школ подготовили победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады и почти все школы — дипломантов регионального уровня. И если еще десять лет назад огромное количество школ вообще не проводили школьный этап Всероссийской олимпиады, то сегодня ситуация кардинально изменилась.
В школах поняли: каждый ребенок талантлив, и главное — не убить в нем креативность. Нужно давать ему качественное образование и при этом стимулировать его интерес к познанию. Причем в разных областях. А для этого нужны по всем предметам интересные, яркие и привлекательные материалы, а не скучные страницы учебников. Поэтому учитель должен иметь возможность работать с классом не по застывшему скучному бумажному учебнику, а по современным материалам. Для этого необходимы постоянно обновляемые методические материалы, которые школьники могут найти в «Московской электронной школе» (МЭШ).
«Например, мы увидели, что у нас „западает“ развитие талантов в естественнонаучных областях, что мало детей занимается естественными науками. И мы в ЦПМ вместе с ведущими вузами и научными институтами Москвы создали курс „Окружающего мира“ для начальной школы (с 1 по 4 класс), который не только сообщает какие-то формальные сведения, но и закладывает огромный потенциал для развития ребенка. Это позволило нам создать базу для того, чтобы дети больше участвовали в массовых олимпиадах, в школьном этапе Всероссийской олимпиады. Все эти материалы доступны через МЭШ. Дети проявляют себя, им становится интересно, и они начинают использовать другие материалы, искать нужную информацию, анализировать ее, изучать что-то дополнительно. Начинают заниматься в кружках. Это создает основу для тех успехов в естественнонаучных предметах, которые мы сейчас наблюдаем», — рассказал директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко.
Подавляющее большинство ребят, достигающих успехов в олимпиадах по биологии, в старших классах (начиная с восьмого) учатся не по бумажным учебникам, а по электронным пособиям, которые предоставляет МЭШ. А электронное оборудование, поступившее в школу, позволяет по ряду предметов проводить школьный этап Всероссийской олимпиады полностью в электронном виде. Это делает олимпиады интересными для ребят и обеспечивает прозрачность проведения.
В советских школах важную роль в развитии талантов играли научно-популярные журналы. Сегодня они обретают новое звучание: в МЭШ учителям и ученикам доступны материалы знаменитого журнала «Квант» и возникшего несколько лет назад его младшего брата «Квантика», материалы которых активно используются для привлечения ребят к углубленным занятиям математикой, в том числе к проекту «Математическая вертикаль».
Благодаря МЭШ стало возможным организовывать олимпиады, которые являются не соревнованием, а приглашением к дальнейшим занятиям, такие, как «Я люблю математику» и «Готов к жизни в умном городе!».
И, разумеется, через электронную систему развития таланта учителям и школьникам доступны все материалы олимпиад. Благодаря МЭШ в Москве разработана и проинтегрирована с порталом mos.ru система показа работ одного из самых массовых этапов Всероссийской олимпиады: муниципального. Через портал каждый ученик или родитель может посмотреть работу школьника.
Это гарантирует, что второй этап Всероссийской олимпиады проходит честно и прозрачно и на региональный этап выходят действительно самые сильные ребята. И, что особенно важно, такая открытость повышает доверие к организаторам олимпиад и становится залогом интереса к соревнованиям.
С помощью МЭШ учителя, в том числе молодые, но уже достигшие успеха в развитии талантов своих учеников и ставшие известными благодаря конкурсу «Московский учитель», могут оперативно делиться своим опытом с коллегами. Это не требует многолетних процедур, которые нужны при работе с бумажными пособиями. Достаточно подготовить урок в формате МЭШ. Он проходит модерацию и сразу становится доступным коллегам.
В ближайшей перспективе в МЭШ планируется интегрировать функционал наиболее популярных динамичных олимпиад, таких, как интеллектуальный биатлон или математическая мини-регата.
Сергей Зайцев