Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Остаток рая на земле

8 июля — День семьи, любви и верности

…Любое древнерусское творение
несёт в себе назидательность.
Оно призвано не развлекать, а поучать,
давать людям образец для подражания.

Александр Николаевич Ужанков,
филолог, литературовед

 

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» — выдающийся памятник древнерусской словесности наряду с такими произведениями, как «Слово о законе и благодати» и «Слово о полку Игореве». В этом творении мы видим поучительный пример того, как юноша и девушка, соединившие свою жизнь, должны всем своим существом искать путь к согласию и гармонии, чтобы обрести истинную супружескую любовь до последнего вздоха.

 

Предание о Петре и Февронии уже существовало в народе до того, как Ермолай Еразм, известный книжник, богослов, приблизительно в 50-е годы XVI века по просьбе митрополита Макария должен был написать житие этих муромских чудотворцев для двенадцатитомного свода «Великие Четьи Минеи» (книг, содержащих жития святых, изложенные в порядке дней празднования их памяти по православному церковному календарю на все дни года, а также различные поучения, предназначенные для домашнего чтения на каждый день месяца).

Ермолай Еразм для написания жития использовал уже существующее предание, основанное на достоверном материале. Святых Петра и Февронию принято отождествлять с муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой. Давид Юрьевич жил в Муроме при своём брате — муромском князе Владимире Юрьевиче до 1204 года. Правил князь Давид с 1204 года до 1228 года.

Важно также, что в это время пишется ещё один выдающийся памятник древнерусской словесности «Домострой», который даёт духовную основу для строительства семьи.

«Домострой» определяет, что семья — это малая церковь, место общего спасения мужа и жены. Муж спасается женой, жена спасается мужем. Произведение регламентирует взаимоотношения в семье, а самое главное — взаимоотношения человека с Богом.

Эти два древних творения дополняют друг друга. Если «Домострой» — духовная, теоретическая база, то «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — пример из жития благочестивых людей, которые стали святыми.

Если бы не заболел князь Пётр, смог бы он встретиться с Февронией, рязанской крестьянкой? В тех испытаниях, которые даёт Феврония своему будущему супругу, есть определённый промысел? Это произведение называют повестью о любви, однако слово «любовь» ни разу не сказано её героями по отношению друг к другу. В чём же тогда выражается эта необыкновенная любовь?

Попытаемся разобраться в поставленных вопросах, ответы на которые могут многому научить, к примеру, современного человека, имеющего проблемы в семейной жизни.  

Повесть начинается с битвы со змием. Одержав победу над чудовищем, Пётр заразился от него не только язвами и струпьями, но и тяжёлой душевной болезнью — гордостью. Её проявление мы замечаем в словах:

Как я, князь, возьму в жены дочь древолаза?!

Он не мог исцелиться душой, так как затеял обман — не собирался жениться на Февронии. Но в то же время послал слуг к ней со словами: «Если вылечит, тогда возьму её себе в жены». И обещания своего не сдержал — вылечившись, уехал обратно в Муром.

Там Пётр снова покрылся струпьями и язвами, которые пошли от одного струпа, который Феврония предусмотрительно велела оставить, когда назначала ему лечение — она знала, что князь не сдержит своего слова.

Почему она это знала? У неё было откровение (заяц, прыгающий у её ног — символ откровения в христианстве). Она знала божественную волю о себе и о князе. А он — нет.

Кто может врачевать душу? Священник и жена — вторая половинка. Молитва жены о муже самая сильная. Поэтому Феврония и поставила такое условие:

Если я, деревенская дочь древолаза, не смогу быть супругой князю, то не подобает мне его врачевать.

Здесь мы встречаемся с любовью, о которой никто ничего не говорит. Мы видим особенное отношение человека к человеку.

«Любовь долготерпит…» — слова апостола Павла.

Феврония готова выйти за гордого князя, потому что нацелена на то, чтобы спасти его душу. Князь Пётр ответственен перед Богом — он будет княжить в своём имении. Предназначение Февронии в том, чтобы подготовить его к княжескому служению. Князь-самодержец должен поступать по смирению, иначе Бог не откроет ему тайны жизни.

Поначалу Пётр этого не понимал. Он видел только свои болячки. Но постепенно стараниями Февронии, её примерами истинного терпения, кротости и смирения в испытаниях «князь приводится в истинный разум».

Терпение несовместимо с гордостью. Безграничное терпение нельзя приобрести без Бога:

Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим.

Появляется тема спасения души. Жена спасается мужем, муж спасается женой.

Апостол Павел писал:

Ни муж без жены, на жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога.

Таким образом встреча князя с рязанской крестьянкой и все их испытания были изначально уготованы Божественным промыслом. Необыкновенная любовь в этой повести «раскрывается не в словах, а в поступках. Любовь Февронии к одержимому недугом князю — это жертвенная любовь, любовь к ближнему своему, ради его спасения» (Александр Николаевич Ужанков).

Опираясь на дошедшее до нас бесценное духовное наследие «Повесть о Петре и Февронии Муромских», я бы дала такое напутствие своим детям, решившим создать семью:

Юные муж и жена! Будьте благородным князем и премудрой девой! Семейное счастье укрепляет совместный труд мужа и жены. Во-первых, это труд узнавания друг друга; во-вторых, притирания, притачивания друг к другу; в третьих, труд создания семьи: рождения детей, их воспитания, работа над семейным единством. Всё остальное, что относится к материальному достатку преходяще и изменчиво — в любой момент может растаять, как дым.

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит…» — учил апостол Павел. Запомните — любовь всё переносит!

Сегодня благочестивые князья Пётр и Феврония, покровители русской православной семьи, востребованы как никогда. Муромский Свято-Троицкий монастырь стал сосредоточием культа святой четы. Торжества 8 июля, в день семьи, любви и верности, который совпадает с днём памяти супругов, проходят при огромном скоплении молящегося народа. Тысячи людей поклоняются святым их мощам. Благочестивые князья Пётр и Феврония помогают в создании семей, по их молитвам устанавливается благополучие в семьях, у просящих их о помощи рождаются детки. Многие супружеские пары у святых мощей утверждаются в мысли, что необходимо венчаться.

«В наши дни, как и тысячелетия назад, могущество расы, красота и сила человеческого типа зависят весьма существенно от достойного или недостойного отношения к жизнетворческому инстинкту. Мудрость всех народов и опыт цивилизаций говорят, что не только отдельные люди, но и народы гибнут от потери религиозного взгляда на этот инстинкт», — писал выдающийся публицист конца XIX-го начала XX-го веков Михаил Осипович Меньшиков.

В современных условиях, когда семь из десяти браков расторгаются, приходится констатировать: «семья — остаток рая на земле. Пётр и Феврония — на передовом рубеже битвы» (протоиерей Александр Петрович Трепыхалин).

Мария Кулыванова

532


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95