По словам актера, о своем участии в съемках культового сериала он по условиям контракта должен был помалкивать
Он играл в фильмах «В августе 44-го», «Дети Арбата», «Статский советник», «Распутин», но знаменитым проснулся после выхода на экраны культового американского сериала «Игра престолов». В свои 36 лет Юрий Колокольников (в киношных кругах его называют просто Колокол) сделал успешную кинокарьеру как в России, так и в Голливуде. Он давно живет на две страны: в Америке у него дом, две дочери, работа, в России — два спектакля в театре «Современник», друзья и куча проектов. Несмотря на его молодость, личная жизнь актера окутана тайнами. Почему? Потому что сам Юрий предпочитает говорить и рассуждать только на вечные темы — об искусстве, о кино и о своем месте в профессии.
— Юрий, когда вы в 2000 году сорвались в Америку, ваши сокурсники по «Щуке» не крутили пальцем у виска: мол, Юра, опомнись, какой Голливуд?
— Я же не за славой ехал, не с наивными мечтами стать звездой Голливуда. Просто молодость — это нахальство, когда тебя несет по жизни. Вот и я считал, что это моя территория и что я давно там не был. Поехал посмотреть, попробовать. Где-то в подсознании всегда была цель: не конкретно Голливуд, а расширение сознания, мира, собственных возможностей. Перед этим я снялся в картине «В августе 44-го», заработал какие-то свои первые деньги, занял еще пару тысяч долларов и улетел.
— Ходили там на пробы, кастинги?
— Ну что-то было, иногда в массовке снимался. Но в Америке в 19 лет все работают — надо же чем-то зарабатывать себе на жизнь. Вот и я трудился грузчиком, официантом. Это нормально! Бывало, говно собачье убирал... Да, была там такая работенка — нужно с огорода убирать собачьи какашки. Чистишь огород — тебе за это платят. Когда заканчивались деньги, я и на пляже жил, и в машине...
— Прямо как в пьесе «На дне»!
— Да разве это дно? Дно — это когда ты сидишь на героине, твои родители продали все имущество и квартиру, чтобы тебя спасти, а ты все равно продолжаешь колоться и превращаешься в животное. А когда у тебя есть цели, тебе 19 лет, то в палатке ты живешь или в машине — это вообще не проблема. Главное, что была хорошая школа жизни. А она там была и мне очень пригодилась!
— Вы довольно давно известный актер с солидной фильмографией. Но по-настоящему ваш звездный час пробил в 2014 году. Как угадать момент, когда роль и фильм выстрелят?
— Никак. Надо просто работать, пытаться делать то, что тебе нравится. Ошибаться, идти дальше. Развиваться и учиться. Других вариантов нет. А все остальное — от лукавого.
— Правда, что на роль Стира в «Игре престолов» вас утвердили благодаря Маяковскому?
— По крайней мере роль Маяковского (я как раз тогда снимался в фильме «Маяковский») повлияла на мое состояние тогдашнее. Ведь накануне нашей встречи с директором по кастингу (кстати, по поводу проб в совершенно другую картину — в фильм Кевина Макдональда «Черное море») я почти целый день репетировал, играл сцены последнего свидания Маяковского с Полонской и самоубийства. И на эту встречу пришел немного возбужденный. Она на это обратила внимание и, видимо, поэтому — потом уже — предложила мне попробоваться для «Игры престолов». Так все и закрутилось.
— Ваше участие в мировом блокбастере в России стало сенсацией. Были к этому готовы?
— Самое смешное, что по условиям контракта я должен был об этом помалкивать. Я и молчал целых полгода. Давным-давно отснялся, у меня уже какая-то новая творческая жизнь пошла... А когда создатели «Игры престолов» анонсировали новый сезон с моим участием, здесь начался та-а-кой шквал и бум. Не ожидал такого масштаба! Помню, была большая конференция с представителями всех СМИ, и я на ней, по моим ощущениям, был как... Путин.
Все журналисты так радовались, что я там снялся. Знаете, без зависти, очень искренне. И я сам, не знаю почему, вместе с ними этому безумно радовался. Как дурачок. Получил такой огромный заряд позитивной энергии! Люди ко мне подходили на улице: «Юра, блин, ты вообще такой молодец!»
— Кстати, как пережили этот повышенный интерес?
— Послушайте, меня на улицах узнают с ранней молодости, потому что всем все время кажется, что я баскетболист. А как актера меня узнавали после фильма «В августе 44-го». Так что я привык, на этом не зацикливаюсь. Это просто часть профессии. Если людям хочется сделать селфи со мной, как быть? Отказывать?
— Строчка в биографии «он снимался в Голливуде» у нас считается признаком звездности, удачливости, профессионализма. В вашем случае такая оценка справедлива?
— Это уж сами решайте. А я просто работаю, делаю свое дело. Не открою Америки: главный человек, кто оценивает твои творческие достижения или провалы, — это зритель. Если ты чувствуешь, что зрителю твоя работа понравилась, это очень приятно, как говорится, маслом по сердцу.
— В нашей истории у актеров были три главные беды: алкоголь, звездная болезнь и забвение. Вы какой из них больше всего опасаетесь?
— Да ничего я не боюсь! У меня нет проблем с наркотиками, слава богу! Пить я тоже не пью. Работать люблю очень, как лошадь могу пахать, мне это только в кайф. А насчет признания или забвения говорить еще рано, давайте к этому вопросу вернемся лет через 40. Договорились?
— Можете назвать картины и роли, которые вам особенно дороги?
— Как ни странно, отмечу роль Члена в комедии «Счастливый конец». Сам фильм, может быть, спорный, но работа над этим образом была очень интересной. Что касается любимых картин и ролей: Мне над «Маяковским» понравилась работать. И Стир — очень интересная работа. Соприкоснуться с такими персонажами — большая актерская удача.
— Известный американский актер Джон Бернтал недавно заявил, что в Америке в актеры идут те, кто вышел внешностью, но плохо учился в школе и отставал в спорте. Согласны с таким утверждением?
— Вот это точно миф! Там есть актеры с таким колоссальным образованием: Натали Портман, например. Там действительно много красивых актрис, но это объяснимо. Они со всего мира туда приезжают, из разных стран. Соответственно, больше выбор, конкуренция выше. А вообще-то самые красивые женщины — русские.
— В райдере Алексея Гуськова есть условие: не играть в западных фильмах «плохих русских парней». А каковы ваши условия для западных проектов?
— У меня нет никаких условий: пока что. Я там не такая уж большая величина, чтобы еще условия ставить. Плохие русские или хорошие — это для актера не так важно. Да и то, что нашим актерам якобы дают играть только самих себя в наихудших проявлениях, — миф. Поверьте, уже давно наши актеры и в Америке, и в Европе играют разные роли, не только плохих русских.
— Тем не менее недавно в «Перевозчике-4» по сценарию Люка Бессона вы вновь сыграли русского мафиози.
— Вообще-то мой герой первоначально был французом. Потом уже, когда я на съемки приехал, решили его сделать бывшим русским бандитом и назвали Юрием. Но это блокбастер, экшен — я никогда в таком кино не играл. Более того, Люк Бессон одну сцену с моим участием лично снимал.
— Для роли в «Игре престолов» вы с профессиональными педагогами и каскадерами часами тренировали бои на средневековых мечах, осваивали непростой ирландский акцент... Еще приходилось чему-нибудь специально учиться для той или иной роли?
— Я постоянно этим занимаюсь. В «Озабоченных» я сыграл человека, который увлекается скалолазанием. Мы снимали на скалодроме, и, конечно, я специально серьезно готовился. Но это очень простое погружение. А если посложнее, то тот же «Маяковский». Мы встречались с художниками — специалистами по авангарду, историками, литературоведами. Огромное количество талантливых людей участвовали. Это был удивительный процесс, очень глубокий и интересный.
— Никита Михалков как-то рассказывал о своем делении актеров на настоящих и не очень: «Вот Гурченко — настоящая. Скажи ей: ты получишь эту роль, но надо съесть свою бабушку, и она не задумываясь съест». А вы — настоящий актер?
— Бабушку я точно не съем, но готов на многое. У меня и экстремальные были съемки, и не очень. В принципе я себя не очень жалею. Думаю, любой артист хочет каких-то радикальных, острых: ну не ролей даже, а ощущений, когда ты по лезвию бритвы сам идешь и сталкиваешься с какими-то энергиями опасными. А что еще в профессии делать? Просто ходить в кадре и улыбаться? Хочется же себя проверить, на что ты способен.
— Некоторые ваши коллеги не скрывают, что главное в профессии — гонорар.
— Да? Интересно. Я лично не знаю таких. Гонорар немаловажен, но при этом мы ведь порой и бесплатно снимаемся. Так что деньги — это не общий знаменатель, на который все делится.
— Почему ваше имя редко встретишь на страницах бульварной прессы? Ни секс-скандалов, ни упоминаний в криминальной хронике? Неужто Юрий Колокольников весь такой белый и пушистый?
— Знаете, как сказал Джек Николсон про Тома Хэнкса? «Посмотрите на Тома! Он такой замечательный семьянин — 25 лет счастлив в браке, воспитывает прекрасных детей... И что, вы думаете, у него никогда ничего этакого не было на стороне? Просто он это очень хорошо скрывает!»
— Намек понял. На какие удовольствия вы тратите деньги? На путешествия?
— Нет уж, вся моя работа — это путешествия постоянные.
— Но вы способны на авантюрные поступки? Скажем, влюбиться, уехать к черту на кулички?
— Еще как способен! В моей жизни были такие вещи, есть и, надеюсь, будут. А как без этого?! Иначе это и жизнью-то трудно назвать.
— И последний вопрос. Говорят, самое сложное — научиться режиссировать свою жизнь. В каком жанре вы ее видите в идеале: мелодрама, экшен, триллер, фэнтези?
— Все жанры, которые вы назвали. Плюс — обязательно! — побольше комедии. Главное, чтобы фильмов ужасов там не было.
Сергей Киселев