Обрадуетесь ли Вы или огорчитесь, но то, что ушедший год вернул нас во времена "великой депрессии 30-х годов" – неоспоримый факт. Именно в ту эпоху Голливудом правил чисто американский жанр – мюзикл. И совпадение ли то, что в один год вышло три великолепных, а главное: не похожих друг на друга, мюзикла?
Возможно, что 20-е годы нынешнего века, будут схожи с 30-ми прошлого. Хотя "депрессия" звучит сейчас более тревожней, чем когда-либо. Об этом говорят не только пессимизм или даже мрачность тех же мюзиклов, но и отдельные фильмы, внушающие страх в любом жанре, который Вы увидите ниже.
1. Аннетт
Премия Канн за лучшую режиссуру.
Если Вы любите необычные мюзиклы, в которых нет умопомрачительной и надуманной хореографии, зато присутствует несколько мрачный оттенок повествования и несвойственная для этого жанра тематика, то "Аннетт", то что Вам нужно в этот вечер.
Мы привыкли видеть в мюзиклах первосортных красавиц и богоподобных юношей, но здесь на первый план выходит простенький Адам Драйвер и всё-таки уже не молодая Марион Коттияр, но глаз от этого дуэта, разумеется, не оторвать.
2. Последняя Дуэль
Внеконкурсный участник Венецианского Кинофестиваля.
Если Вы соскучились по старому-доброму Ридли Скотту и фильмам типа "Гладиатор" или "Царство Небесное", то фильм "Последняя Дуэль" вернёт Вас в то ощущение средневековья, о котором мы все так тосковали.
Потрясающий актёрский состав, который разыгрывает перед нами "Расёмон" нынешнего века, только если Куросава нам говорит, что истины нет, потому что у каждого она своя, то Ридли Скотт утверждает, что она есть и глаголет она женскими устами.
3. Тик-Так Бум!
Золотой Глобус за Лучшую мужскую роль и номинация на Лучший фильм в комедии или мюзикле.
Мюзикл в стиле "Ла-Ла Ленд" только камерный и более живой, более реальный, более жизненный. Он о том, как человек переживает свои "8 с половиной", если выражаться языком Феллини. Только вот даже "8 с половиной" ещё не созданы, а вот-вот стукнет тридцатник, а часики-то всё тикают и тикают...
4. Титан
Золотая Пальмовая Ветвь.
Тот, кто видел фильм "Автокатастрофа" Дэвида Кроненберга, вряд ли будет поражён идеей "Титана", но точно будет восхищён смелостью высказывания и своим специфическим жанром – боди-хоррор. Это как если представить, что лайтовая версия "Человеческой многоножки" взяла главный приз на Каннском кинофестивале.
Жуть да и только, но смотреть в обязательном порядке.
5. Вестсайдская История
Золотой Глобус: Лучший фильм — комедия или мюзикл.
В чистом виде классический мюзикл. Адаптация бессмертного бродвейского произведения, великим Стивеном Спилбергом. Кажется, что больше и не нужно искать причин, чтобы посмотреть этот фильм.
Конечно, это всё равно что переснять "Иисус Христос: Суперзвезда", разумеется, "Вестсайдскую историю" все будут сравнивать с оригинальным фильмом 1961 года, который заработал 10 статуэток Оскара, но лучше всего просто получить удовольствие от потрясающего фильма и не искать других мотивов.
6. Лакричная Пицца
4 номинации на Золотой Глобус, включая Лучший фильм: комедия или мюзикл.
Представьте себе "Американское Граффити" и "Без Тормозов" 1984 года и получите "Лакричную Пиццу" Пола Томаса Андерсона. Того самого режиссёра, у которого каждый фильм снят так, будто его снимали разные люди. Сложно же представить себе, что человек, снявший "Нефть", теперь вдруг взялся за молодёжный ромком.
Но тем не менее, снят он с таким же мастерством, как и все предыдущие его фильмы.
7. Власть Пса
Серебряный лев за режиссуру на Венецианском Кинофестивале. Золотой Глобус за Лучший фильм года в категории драма.
Почти бессловесный вестерн, который имеет все шансы взять главный Оскар. Фильм, который чаще остальных ставят в ТОПы лучших фильмов 2021 года. Фильм, который держится во многом благодаря режиссуре и потрясающей, можно сказать, дьявольской харизме Бенедикта Кэмбербетча, который также получит номинацию на Оскар в актёрской категории.
8. Рука Бога
Приз Большого жюри на Венецианском Кинофестивале.
Один из лучших современных режиссёров, новый Федерико Феллини, решил снять фильм о самом себе.
Автобиография и автопортрет. Возможно, самый личный фильм, который кинорежиссёр снимает раз в жизни и какая же это редкость, когда подобный фильм снимает не просто кинорежиссёр, а один из лучших из ныне живущих.
9. Неудачный трах или безумное порно
Золотой Медведь Берлинале.
"Самый скандальный фильм года!" - причём настолько, что оригинальное название было изменено в русском прокате на "Безумное кино для взрослых".
Фильм, прямо говорящий о том, что личное должно оставаться личным, но какое бы оно ни было, оно не должно подвергаться цензуре. Иронично и то, что фильму урезали прокат в России, название поменяли, а какие-то сцены и вовсе вырезали.
Смотреть, конечно же, только в оригинале. То есть, таким, каким его задумал автор, который получил главный приз на Берлинском Кинофестивале.
10. Дюна
Внеконкурсный участник Венецианского кинофестиваля. Сборы 400 миллионов долларов.
Ну и куда же без главного блокбастера этого года. Конечно, есть фильмы собравшие более внушительную кассу. Например, "Человек-Паук: Нет пути домой" собрал свыше полутора миллиарда, но "Дюна" Вильнёва остаётся в первую очередь авторским произведением,
А блокбастер с художником во главе явление редкое, но вместе с этим сильнейшее. Вспомнить хотя бы "Звёздные Войны"...
* * *
Достойные упоминания.
"Без резких движений" - Новый гангстерский фильм Стивена Содерберга с отличным актёрским составом.
"Французский вестник" - Многострадальный и охаянный, но всё-таки авторский фильм Уэса Андерсона.
"Искушение" - Монахини, эротика, Пол Верховен. То, что нужно нам всем в этот год.
"Не смотрите наверх" - едкая и острая сатира, которую невозможно было бы снять в России.
"Время" - отличный психологический фильм ужасов, который пугает не скримерами, а простой биологией.
Сергей Брыляков