Если взглянуть на фильм "Звезда Родилась", то может сложится впечатление, что эту историю чаще всего переснимали — начиная с фильма "Сколько стоит Голливуд?" (1932) и заканчивая версией Брэдли Купера 2018 года.
Но тут где-то в пучине раздаётся: "...подержите мой ром!" - ведь фильм, который впервые сняли в 1916 году в Австралии, переснимали ещё пять раз! Осталось узнать, какой же из них лучший.
А назывался этот фильм - "Мятеж на Баунти".
Реальная история
Есть некий корабль "Баунти", который отправляется в путь из точки А в точку Б, но по возвращению домой, происходит мятеж, который был спровоцирован первым помощником Кристианом из-за жестокости капитана Блая по отношению к матросам.
Но важен не сюжет, а именно взаимоотношения первого помощника и капитана, которые меняются от фильма к фильму. И вот за этим наблюдать одно удовольствие.
Мы рассмотрим три самых успешных фильма из шести и взглянем на них именно через призму этих двух персонажей.
"Мятеж на „Баунти“". Версия 1935 года.
Это аж третий фильм, снятый по этой истории. Он был самым прибыльным фильмом до "Унесённых Ветром" в разгар "великой депрессии".
Он получил Оскар за Лучший фильм года и ещё 7 номинаций, три из которых за лучшую мужскую роль.
Во многом фильм был так популярен, потому что в США не видели австралийскую оригинальную (1916) и, можно сказать, забанили переснятую (1933) версии фильмов, чтобы сильнее выстрелил американский блокбастер. И это был гениальный продюсерский ход!
Взаимоотношения между Кристианом и Блаем здесь сугубо профессиональные. Они работают вместе, потому что уверены в профессионализме друг друга и не хотят тратить время на налаживание новых контактов, зная, что проблем в пути не будет...
Чувство долга или справедливость?
Если долг олицетворяет собой Капитан Блай, то справедливость и снисхождение - Кристиан. Вот главный конфликт, которым они прикрываются, чтобы оправдать свои действия, который кроется в них самих и не ищет ответов друг друге. Сама история, а не их взаимоотношения, выходит на первый план. Хотя среди всех фильмов об этом мятеже здесь капитан Блай показан большим злодеем, чем где-либо.
"Мятеж на „Баунти“". Версия 1962 года.
Более масштабный, грандиозный, высокобюджетный, но в итоге многострадальный и с треском провалившийся фильм с Марлоном Брандо в главной роли.
Фильм упрекали в том, что он затянут, но это не мешало ему заполучить номинацию на Оскар в категории Лучший фильм.
Здесь отношения между главным помощником и капитаном держатся на безмерном уважении. Они буквально как учитель и ученик, и тем сложнее решиться на бунт, когда видишь, как твой ментор, который всему тебя научил, нарушает субординацию — а Кристиан, в отличие от команды, понимает, что эти нарушения необходимы, чтобы добраться до дома.
Они здесь как Христос и Иуда, но вот кто из них предатель - главный вопрос фильма.
"Баунти". Версия 1984 года.
Последний голливудский римейк, но уже с совместными силами Великобритании.
Возможно, здесь проявляется лучший актёрский дуэт в рамках этих двух персонажей.
Здесь Блай (Энтони Хопкинс) и Кристиан (Мэл Гибсон) не просто два профессионала или учитель и ученик - они два друга. Два лучших друга, чью дружбу разорвал мятеж.
И тем сильнее и драматичнее момент предательства. Два актёра играют на разрыв аорты и буквально "горят в аду" из-за своих же поступков, но сделать иначе - они просто не могли.
Итог ...
Есть ещё французская версия этой истории, последняя на данный момент. "Остров" 1987 года.
Меняются ракурсы и взаимоотношения, но именно связь между первым помощником и капитаном - самое интересное, что есть в этом фильме. Если в версии 1935 года Капитан Блай это злодей, который довёл свою команду до мятежа и пренебрёг своей властью, то уже в следующем римейке с Брандо он просто выполнял свой долг. Трансформация от тирана, которого играет Чарльз Лоутен, до лучшего друга в исполнении Энтони Хопкинса - это и есть лучшее путешествие пускай не из Британии до Таити, но от тьмы к свету в двух заблудших человеческих душах.
Брыляков Сергей