Что же делать учителю, проработавшему много лет в традиционной системе? Невозможно ведь сказать себе: «С понедельника я принимаю новую систему ценностей». К тому же не всегда понятно, как может выглядеть на практике урок, основанный на иной логике. Но каждый может найти в своей практике «странный» урок (их, кстати, и ученики?запоминают на?многие годы), когда общий интерес учителя и детей сломал привычный ход занятия, разговор пошел по непредвиденному руслу, урок стал объемным, как сама жизнь. Примерно так, как происходило на уроке музыки, когда учительница пришла к ребятам с только что сделанным открытием.
Готовясь к уроку накануне 9 Мая, вспоминала песню «За того парня» (М.Фрадкин, Р.Рождественский), и вдруг осенило: первые четыре строчки древним славянским причетом по покойному звучат! Невероятно. Захотелось поделиться этим открытием с детьми. И вот уже в классе рассказываю о недавнем потрясении: услышала в песне, написанной во второй половине XX века, отзвуки старинной славянской традиции. Названия песни, текста — ничего не называю. Напеваю строчки вокализом. Прошу постараться вспомнить или угадать, прислушавшись к себе, с чем могла быть связана эта традиция. Дети сначала несмело предполагают:
— С любовью?.. Нет, не похоже.
— Может быть, это тема смерти?
Удивительно, но разные дети из разных классов всегда узнавали, угадывали. И тогда я рассказываю про причет над умершим, пару-другую строк выдыхаю: «Ой ты, сокол ты мой сизокрылы-ый, да на кого же ты меня покину-ул...» Мелодия надрывно устремляется сверху вниз, растворяясь на последних звуках.
В каждом следующем классе реакция была похожей — небольшой смешок, при этом максимум внимания, появляется особое напряжение. Это значит, дети заинтригованы. Прошу проследить за исполнением мелодии на фортепиано по руке: вот мелодия ниспадает от клавиши МИ, следом от ФА, потом от СОЛЬ, всё вниз, всё в землю... но четвертый раз она идет противоходом — вверх! — но только на три нотки, а потом скатывается, выдыхается. Щемяще, бесповоротно. Мелодия простая, даю детям возможность пропеть ее, почувствовать. А потом сама, со словами: «Я сегодня до зари встану, по широкому пройду полю, что-то с памятью моей стало — все, что было не со мной, помню». И тут обращаю внимание: нет ни одного слова о смерти! А мелодия — причет. В классе тишина. И в этой тишине допеваю куплет до конца, и припев, и второй куплет: «Все зовет меня его голос, все звучит во мне его песня»...
Мы говорим с ребятами и удивляемся тому, как во времена атеизма родилась песня, в которой заложена древнейшая идея бессмертия души.
И вот уже звучит песня в классе, и эти такие сложные, всегда «поперечные» подростки, поют так, что мурашки по коже. Потому что это не просто песня — это кусочек жизни с ее трудно постижимыми и такими простыми истинами.
Марина Костякова
КОММЕНТАРИЙ
Если использовать этот короткий, но очень эмоциональный дневниковый отрывок в качестве учебного пособия для самого себя, в нем можно отметить множество элементов нового подхода, чтобы осознанно применять в дальнейшем то, что однажды получилось стихийно.
Прежде всего можно предположить, что занятие получилось таким ярким оттого, что изначально строилось на искреннем интересе взрослого, он передался и ученикам. Такой эффект не может возникнуть, если учитель «с холодным носом» в сотый раз излагает положенный материал. Изменились и позиции. Это уже не учитель—ученики, а музыкант, сделавший открытие в своей области, делится с детьми радостью и удивлением. И они, обычно «сложные и поперечные», откликаются.
Когда возникает эмоциональная включенность, появляется возможность расширить рамки взаимодействия. Подростки не только узнали сугубо музыкальную закономерность — траурная мелодия движется по нисходящей, — но и включились в разговор о жизни и смерти, о предназначении человека, о том, какой след мы оставляем. Именно эти темы необходимо обсуждать с человеком на пороге юности.
В занятии явно видны и векторы для интеграции с другими учебными предметами. Связь с историей в русле изучения славянских традиций очевидна. Но можно пойти и дальше. Если детей зацепит тема сравнения, ее можно продолжить, договорившись с коллегами-предметниками, на других уроках. Материал найдется в каждой дисциплине — от математики до физкультуры, от литературы до физики. Таким образом работа над универсальными учебными навыками станет увлекательной и, главное, органичной и понятной.
Марина ЧЕРНЫХ, педагог-психолог