Для меня этот фильм был один из самых… долгожданных? Скажу по секрету: идея витала в воздухе, и с одним приятелем я как раз собирался делать подобный проект. Но тут вдруг нам сообщают – вот, дескать, уж скоро выходит какое-то кино, там примерно те же мотивы, те же ситуации. Ну, мы и позавидовали немножко, посмотрели трейлер и отставили эту идею. Действительно, как и многие отмечают, весьма впечатляющим получился трейлер. Осмелюсь предположить, что трейлер, как и вообще задумка, чистая идея, роившаяся в головах создателей кино – самое лучшее, что от него осталось. Потому что как раз с воплощением начались серьёзные проблемы.
Не люблю писать негативные рецензии. Но здесь постараюсь сделать выводы даже больше для себя – увидеть те ошибки, которые и сам мог бы допустить, будь я, например, на месте сценариста. Сценарий, на мой взгляд, и вышел самым уязвимым местом. До своей середины он практически бессобытиен и построен на новеллах-зарисовках, по жанру явно не дотягивающих ни до комедии, ни до триллера. Персонажи здесь вырисовываются слабо, что сильно притупляет амбиции и режиссёра и актёров. Минуя же середину, ближе к третьему акту, и вовсе начинается несуразица, которую и смотреть стыдно.
Итак. Какие ошибки? Какие неудачи? Попробуем навскидку, не вдаваясь в подробности сюжета, чтобы Вам было интересней смотреть, а затем со мною спорить!
Что плохо:
Хоть я и люблю, когда работают на «сломе зрительских ожиданий», но прежде чем их ломать, думаю, их необходимо правильно выстраивать. Что мы имеем здесь. После вступительного эпизода, где нам показывают «предыдущего охранника» и какую-то чертовщину, что с ним случилась… как зритель, мы ещё толком не понимаем, чего от фильма ждать. Насколько это комедия, а насколько ужасы, триллер. Собираются ли нас пугать авторы фильма. Или они собираются вместе с нами немного посмеяться? (главное, чтобы не погрустить, о, только не это!)
Так вот, когда уже начинает мелькать главный герой, с ним уже потихонечку вроде бы назревает какое-то зловещее событие, но оно почему-то никак не назреет. Мы, мало того, что не успели привыкнуть к персонажу (и дело не в том, что с автобуса в первом акте он сразу же приступает к действию и к должности без лишних вступлений), мы не понимаем – нужно нам за него переживать, или нет. Непонятно, пугают ли нас авторы? Ведь если пугают, то нам не страшно, а если бы нам было страшно, то за такого персонажа мы переживать не будем. Хуже всего, когда вкрадывается впечатление, что и смеяться здесь особенно не над чем.
И можно пропустить целую серию эпизодов вторых актов и «съесть» их как еще более-менее смотрибельные, то, чем дальше, тем хуже.
Очень скоро начинается «пародия на фильм ужасов», хотя, опять же, совершенно непонятно, - а вдруг они всерьёз? Сыр-бор, случившийся ближе к последнему акту – это и самые скучные во всей истории кинематографа привидения, будто перешедшие в ленту из какого-то полицейского сериала НТВ, это и тривиальный мальчик, совершающий какой-то дурацкий обряд (та же самая девушка со спущенными волосами), и совершенно невероятные «объяснения» всего, что в фильме случилось. Причем, мы не настолько нуждались в объяснениях, мы бы могли без них обойтись, так нет же! Плюс еще за пять минут придуманная околометафизическая болтовня с женщиной-привидением, о том, что, дескать, ждёт нас «на том свете».
Александр Паль и Кристина Казинская
Что хорошо:
В «что плохо» я перво-наперво сказал о слишком быстром вступлении, из-за которого мы не успеваем привыкнуть к герою, понять его. Но здесь есть положительная сторона. Герой сходит с автобуса и устраивается на работу кладбищенским сторожем в первую же минуту фильма. Дальше он с этого кладбища практически ни ногой. Подозреваю, что это обстоятельство может быть обусловлено бюджетными ограничениями, но другого и не нужно. Вот, мне не понравился, скажем, этот сценарист, а ведь мог бы быть… Дрожь берёт, только представишь, как к этой истории добавили бы ещё сорок минут вступления, где бы нам рассказали о жизни будущего охранника в каком-нибудь селе, его взаимоотношениях с приемным отцом, троюродной тетей
Атмосфера. Место. Фактуры. Из всего этого, ещё чуть-чуть, ещё почти, можно было бы сделать что-то весёлое, значимое, интересное. Но не случилось.
О чем еще подумалось, что же такое не случилось, но могло?:
Меня долго не оставляло ощущение, что перед нами эдакий аналог популярной американской комедии «Пипец». Напомню – в совершенно реальном, суровом мире, лишённом всяческой сказки и фантастики, герой решает стать супергероем. И постепенно, наталкиваясь на суровую реальность, не, смотря ни на что, как бы притягивает к себе «комиксовую реальность».
Так и здесь, мне виделось, что нам постоянно будут кидать намеки о мистических ужасах и кошмарах, что вот-вот случатся… но они не случатся. Всё можно будет объяснить чем-то. Любая сказка разбивается о невозмутимую физиономию главного героя. Если авторы смогли выдержать этот стиль до конца и развить его до нового качества – получилось бы великолепно. Но приближался третий акт. И авторы решили вскрыть карты и заговорить на языке тв-3. Получилось не смешно, не страшно и глупо.
Комиксы ещё мелькнули, позже – в титрах. Их, как и трейлер, смотреть было приятно.
В завершение скажу, что это как раз то, что я подразумевал, говоря о выдыхающемся жанре ужастиков и их последней возможности выжить.