Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Педагоги за чужой счет

Как мы любим повоспитывать тех, за кого не отвечаем...

Почти всегда, наблюдая семейные сценки во дворе или в транспорте, проходя мимо школы или детского сада, мы сразу становимся правозащитниками, а то и прокурорами. Хотя бы внутри себя — не одобряем поведение, критикуем отношения. Ведь в нашем понимании они не соответствуют регламенту. Так нельзя!

Ребенок устраивает истерику в переполненном вагоне метро, а мать хватает его и крепко прижимает к себе, гладит — и это вместо того, чтобы объяснить, что так вести себя в общественном месте нельзя. Воспитательница на прогулке покрикивает на расшалившихся мальчишек — а разве она не знает, что не должна повышать голос на детей? Учительница допускает неодобрительные высказывания в адрес программы — она в своем уме? И так далее: у этих мальчик засыпает только в автокресле, те таскают на руках шестилетнюю дылду, а у других знакомых сын не учит дома уроки, и им хоть бы хны.

В общем, стоит столкнуться с нестандартной или не понятной нам формой детско-взрослых отношений, мы рады судить-рядить. Между тем главное в этих отношениях — сложившаяся система взаимодействия — всегда остается вне поля зрения наблюдателя. То, что ребенок и родитель, ребенок и учитель, ребенок и старший друг, — это отдельные, прочные экосистемы со своими правилами и традициями, сокровенными настолько, что посторонним туда лучше не лезть.

Вы скажете, в деле воспитания посторонних нет; представления о должном никто не отменял. Конечно. Но как не заметить — особенно легко — по поводу чужих детей, находясь на почтительном расстоянии от возни с ними.

Да, воспитательница прикрикнула — но дети к ней льнут. Учительница критически высказалась о чем-то установленном на государственном уровне — но дети у нее учатся охотно. Мать, которая сама завязывает шнурки первокласснику, — ей не трудно или она спешит, вот и все.

— А как же ребенок, его правильное развитие?

Очень частое возражение. Недавно его довелось услышать на мое «ну и что?» по поводу ситуации регулярного неделания школьником домашней работы («родители не принимают мер, плохие родители»).

Друзья, вы не видели плохих? Закладывающих в систему отношений «ребенок — родитель» уж точно недопустимые правила? Когда грубость и хамство не ранят. Побои сносятся привычно. Ложь и подозрительность культивируются. Но и на такие экосистемы посягать проблематично: и в них дети адаптируются, и в таких условиях находят ресурсы для самоочищения.

Все это я рассказываю для одного: помогать чужим детям надо очень осторожно. Для начала уйти с позиции «ты не можешь — дай-ка я». В идеале — хорошенько подумать, прежде чем вставать на защиту чужого ребенка.

Владимир Казанцев

740


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95