При создании бизнеса пенсионерам надо отталкиваться от своего опыта, советуют эксперты. Но за советами по продвижению лучше обращаться к внукам, они подскажут, как лучше подать товар. Фото: kinopoisk.ru
От игроков до консерваторов
Направление будущего бизнеса во многом зависит от характера человека.
"Мы выделили 4 типа пенсионеров, каждый из них выбирает свой путь в построении бизнеса", - рассказывает декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса Высшей школы экономики Татьяна Комиссарова.
Самые активные - "играющие" люди - открыты для всего нового. Это они в 50 поступают в университет, учатся работать на компьютере, зная только кнопку "пуск", осваивают новые технологии, впервые садятся за руль автомобиля. У них высокий шанс построить успешную компанию в совершенно новой для себя сфере.
Вторая группа - "деловые", профессионалы своего дела. Бизнес они строят на уже полученных знаниях и навыках. Они создают школы по профессии, в которой стали асами, берут учеников. Хотя они могут использовать свои навыки, и совершенно неожиданным образом. К примеру, открыть флористический салон, используя налаженные на прежней работе каналы поставки цветов. Общее у таких предпринимателей одно - полученные знания и умения они используют в качестве фундамента для новой карьеры.
"Молодящиеся" - третья группа. Они открывают группы спортивных занятий, пропагандируют здоровое питание, ведут лекции о здоровье. Такие люди часто занимаются теми же видами деятельности, что и женщины в декрете. Только те часто выбирают деятельность, которая связана с работой в Интернете и позволяет им остаться дома. Пенсионеры же, напротив, готовы много общаться лично.
Еще одна группа - "консерваторы". Это пенсионеры, уверенные в окончании своей карьеры с выходом на пенсию. Если они и организовывают бизнес, то связанный со своими хобби и увлечениями - рукоделием, садоводством и огородничеством. Их цель - иметь дополнительную копеечку к пенсии.
Помогут внуки
Пенсионерам в любом случае следует отталкиваться в создании бизнеса от своего опыта, считает декан Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Сергей Календжян. Даже если это не профессиональные навыки, а талант огородника.
Сегодня на волне популярности к экопродуктам можно создавать свое дело по продаже солений-варений, зелени, овощей и фруктов, выращенных без использования удобрений. Пользуются спросом и дары леса- орехи, грибы, ягоды. Сделать популярной можно даже зелень с грядки, если красиво ее упаковать, правильно предложить и вовремя поставить потребителю.
В этой части у бизнесменов пожилого возраста часто не хватает знаний о современном дизайне, продвижении и логистике. Можно обратиться за помощью к профессионалам, а можно к внукам. Молодые люди быстро подскажут, что будет пользоваться спросом и под каким "соусом" товар лучше продать потребителю.
На что обратить внимание
Решающим фактором успеха может стать логистика. Известно, что в деревне нет покупателей на грибы и ягоды или же цена на этот товар будет копеечной. То же с овощами и фруктами с собственного огорода или молочными продуктами.
Сергей Календжян отмечает, что многие пенсионеры производят хорошие товары. Но у старшего поколения меньше идей, как их выгодно продать. К примеру, есть компании, которые продают малюсенькие баночки меда и варенья в красивой упаковке за большие деньги, и у них есть спрос, а другие не знают, куда девать трехлитровые банки. А весь секрет в том, что маленькие баночки покупают для подарков, корпоративных презентов, оформления фуршетов. За такие "приятные мелочи" большие компании готовы хорошо платить. А большие банки покупают экономные хозяйки, которые не готовы переплачивать за товар.
Снова за парту
Бизнесмены-пенсионеры часто проигрывают молодым из-за отсутствия компьютерной грамотности.
Наш век можно назвать веком покупок в Сети. Для пенсионеров это особенно удобно, ведь интернет-торговля позволяет не стоять за прилавком, не работать физически. Весь труд состоит из сбора заказов и организации доставки. Если не хватает навыков работы на компьютере, есть масса платных курсов компьютерной грамотности для пенсионеров. Можно найти и бесплатные, к примеру, в некоторых библиотеках.
Кстати, шаг навстречу пенсионерам был сделан министерством труда. Так, сегодня службы занятости готовы принять пенсионеров на переобучение.
Доступ к финансам
Традиционно считается, что наиболее сложным при создании бизнеса является финансирование. Особенно если это связано с организацией бизнеса пенсионером. Ведь большинство кредитных программ ограничено возрастом выхода на пенсию.
"Это касается только потребительских кредитов", - заверяет Татьяна Комиссарова. Если же речь идет о кредитовании бизнеса - возраст значения не имеет. К примеру, если кредит выдается под обеспечение товара или активов, то возраст организатора никто не станет спрашивать. Многие развивают бизнес без кредитования вовсе или используют для этого накопленные средства.
Куда идти в первую очередь
Если раньше пенсионер никак не был связан с бизнесом, наиболее сложным для него шагом будет регистрация. Татьяна Комиссарова советует обратиться в центр поддержки малого и среднего предпринимательства, где проконсультируют и помогут открыть дело.
"Они сегодня есть в большинстве крупных городов", - отмечает она.
К примеру, в столице поддержкой новичков занимается ГБУ "Малый бизнес Москвы", материалами на его сайте могут воспользоваться и жители других городов, к примеру, пошаговой инструкцией регистрации бизнеса.
Правда, регистрация тянет за собой необходимость отчитываться в налоговые органы о доходах. "Я не представляю бабушку, которая придет в налоговую сдавать отчетность", - говорит Комиссарова. Даже патент, который избавляет от отчетности, тянет за собой необходимость уплаты страховых взносов, а значит, "множит" количество органов, с которыми придется взаимодействовать бизнесмену-новичку.
Явный недостаток - отсутствие максимально простых форм регистрации бизнеса, которые бы позволяли оплачивать налоги и сборы одним платежом и избавляли от отчетности. Но такие налоговые режимы еще в разработке.