Можно ли заменить живого преподавателя видеолекциями? С момента появления первых концепций онлайн-обучения на эту тему активно дискутируют западные преподаватели и исследователи. И одной из образовательных технологий, отвечающих на этот вопрос, стала технология перевернутого обучения (flipped learning).
По сути это одна из форм смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» образовательный процесс в обычном классе. Каким же образом?
Вместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видеолекции в сети (подготовленные или записанные учителем) и самостоятельно проходят теоретический материал. А все драгоценное аудиторное время, когда учитель или преподаватель находится рядом, ученики используют для совместного выполнения практических заданий.
Идея в том, что лекции на YouTube, RuTube или сервере колледжа — это не наглядный и не дополнительный материал, который можно показывать во время занятий. Нет, эти ролики позволяют вовсе отменить лекции вживую, пусть учащиеся конспектируют их дома. А все аудиторное время будет отведено для живой практики, решения практических задач и творческого взаимодействия.
Например, подобным образом профессор Эрик Мазур (Eric Mazur) из Гарвардского университета предлагает студентам самостоятельно изучать теоретический материал перед очередным лекционным занятием, которое проходит в форме диалога.
Итак, как же реализовать перевернутое обучение?
Для этого преподавателю нужно спроектировать систему учебных задач (содержание аудиторных занятий), отвечающую образовательному стандарту. Затем составить плейлист из роликов с необходимой теорией. Если курс не авторский, то необходимую лекционную базу можно набрать и из открытых образовательных ресурсов (в том числе и на русском языке). Не лишним будет соотнести плейлист лекций с соответствующими разделами бумажного учебника. При подготовке такого курса важнее всего снабдить всех учащихся всем комплектом учебных материалов и точным расписанием занятий в самом начале курса. И затем пускаться в путь, в мир перевернутого обучения.
В начале XX века была стойкая уверенность, что к середине века театр погибнет. Его вытеснит кино. Потом, с появлением телевидения, такую же судьбу прочили кино... Появление YouTube и ему подобных платформ, которые способны неограниченно воспроизводить лучших в мире лекторов, совсем не упраздняют обычного педагога. Скорее наоборот, новые технологии снимают с его плеч неблагодарную ношу «начитывания материала», освобождая учителя для творчества, для совместной работы с детьми, для спонтанного диалога и неожиданных открытий. Они возвращают учителя к исконному значению слова «педагог» — ведущий ребенка.
Михаил Дмитриев