С житейской точки зрения, когда мы не стремимся вдаваться в тонкости психологии и философии, принцип «безупречного» поведения разом отвечает на огромную кучу однотипных вопросов, с которыми люди обращаются к психологам — как поступить в той или иной ситуации, что будет правильнее, что будет лучше?
В сущности, отдаем мы себе в этом отчет или нет, но именно к этому мы все время и стремимся — к максимально эффективному расходованию своих сил. И это ведь совершенно естественно! Все разговоры о выходе из зоны комфорта по своему произвольному желанию — это абсурд… не потому, что это глупо, а потому, что это невозможно. Никто и никогда ничего не делает ради того, чтобы усложнить себе жизнь. Все подвиги самоотречения — это всегда движение от большего напряжения, к меньшему. И если вы привыкли оценивать подобные поступки иначе, присмотритесь повнимательнее — вы всегда обнаружите энергетическую (читай, психологическую) выгоду.
Поэтому «практиковать безупречность» вот в этой форме оптимизации расходов — это рекомендация бесполезная. Все мы ей следуем автоматически и никуда от этого деться не можем. Скорректировать здесь нужно другое — не свое поведение как таковое, а свою точку зрения на происходящее. Дело в том, что мы все время спотыкаемся, ожидая от себя «подвигов», в то время как по своей природе неизбежно следуем пути наименьшего сопротивления, которое — если следовать традиционному нашему воспитанию — есть проявление слабости и бесхребетности. А значит, мы обречены стыдиться себя до тех пор, пока не осознаем, как далека реальная жизнь и реальная человеческая природа от наших романтических о них представлениях.
И вот этот самый стыд за себя заставляет нас противодействовать тому, что без нашего вмешательства функционировало бы самым оптимальным образом. А своеобразие нашего человеческого устройства таково, что мы действительно способны сами себе вставлять палки в колеса. И именно здесь принцип оптимального функционирования как будто бы нарушается… так оно, по крайней мере, выглядит.
Следуя идеальной логике, можно было бы предположить, что и этот самосаботаж тоже является частью всеобщего вселенскогозаговора оптимума, и тогда больше говорить было бы не о чем. Но именно наличие этого внутреннего сопротивления самому себе отличает невротика от здорового человека, несчастного от счастливого. И даже если нет никакой возможности спровоцировать переход из первого состояния во второе, все равно стоит присмотреться и попробовать разобраться, что здесь вообще происходит… ведь все изменения начинаются с осознания.
Итак. Как работает перфекционизм в идеале? Либо я делаю свое дело хорошо, либо не берусь за него вовсе. Причем речь идет не о том, чтобы достичь самой вершины по какой-то универсальной вселенской шкале, так, чтобы и все вокруг признали это достижение, а о своем собственном субъективном мнении по данному поводу. То есть сделать дело ровно настолько хорошо, чтобы на все сто процентов соответствовать собственным ожиданиям. Вариант с тем, чтобы самому остаться недовольным результатом, — не вариант.
И при этом полная честность с собой в оценке результатов. Если уж результат плох, значит, плох — никаких отговорок и ссылок на всеобщее человеческое несовершенство. Прощать себя за плохо сделанную работу — это не то целебное «принятие себя», о котором пишут в умных книжках. Либо полное внутреннее равновесие по поводу выполненной работы, либо делаем все заново и по-хорошему.
К чему ведет такая бескомпромиссная позиция? Допустим, я занимаюсь ремонтом автомобилей и считаю себя хорошим специалистом в этом деле. Быть может, это и не мое призвание, но, как взрослый ответственный человек, я стараюсь делать свое дело хорошо и, как говорится, расти над собой. А значит, не забывая про хлеб насущный, на первое место я все-таки ставлю приемлемый для себя уровень качества выполненной работы. И если моя совесть велит подкрутить лишнюю гайку, про которую клиент даже не узнает и точно не заплатит, то я это сделаю просто для того, чтобы оставаться в миру с самим собой.
И если я здесь выдерживаю позицию максимальной честности с собой, то исходов может быть два: либо я действительно буду хорошо делать свое дело и через это со временем выйду на какой-то новый уровень развития, либо мне придется признать, что руки у меня растут не из того места или попросту нет должной мотивации, и мне нужно сменить сферу деятельности — а значит, я узнаю о себе что-то новое и опять-таки выйду на новый уровень развития. То есть, при честном и полностью ответственном подходе к делу, развитие и следующий шаг в жизни неизбежны и закономерны.
Теперь берем противоположную позицию, когда человек говорит, что ничего не важно (в том числе и пчелы). С корявой интеллектуальной точки зрения, утверждающей, что, не зная смысла жизни, мы не можем судить и о важности тех или иных вещей, позиция философского пофигизма кажется весьма убедительной. А если ничто не важно, то не важно и то, как я выполняю свою работу. И плевать, что у отремонтированной мной машины через тысячу километров могут отказать тормоза — на обед себе я заработал, а остальное не имеет значения.
Заметили логическую ошибку в рассуждениях? Если мы не можем узнать, что важно, а что нет, это еще не значит, что ничто не важно. А вдруг что-то важное все-таки есть? А вдруг, следуя нашей философии дзен-пофигизма, именно самое важное мы и упустим? Но дело даже не в этой потенциальной опасности, а в том, что идея ничего-не-важности имеет смысл только на интеллектуальном уровне. На уровне чувств — там, где логика не имеет никакой власти, — важность или неважность вещей определяется помимо нашей воли и всяких интеллектуальных построений, оно там просто есть.
И сколь бы твердо мы ни старались придерживаться концепции всеобщей неопределенности, на каком-то более глубоком уровне мы всегда даем оценку происходящему, и некоторые вещи оказываются для нас важнее, чем другие. Логически обосновать эту важность мы не способны (если не врем и не путаемся в показаниях), но от этого важность никуда не девается. Субъективно важное не перестает быть таковым в отсутствие доказательств. Равно как и неважное не может стать важным, сколько аргументов в его защиту ни приводи. Фактически, важность или неважность вещей и явлений в самом буквальном смысле не нашего ума дело.
Задача рассудка со всеми его великолепными интеллектуальными способностями — обслуживать то, что является для нас важным на инстинктивном уровне. А все наши проблемы оттого, отвергая значение встроенной в нас иррациональной субъективной оценки, мы пытаемся искусственно — в соответствии со своими умственными построениями — определять, что важно, а что нет. За это нас из Рая и поперли.
Возвращаясь к ситуации с плохо отремонтированной машиной, можно допустить вероятность, что мне действительно плевать, что там дальше с нею будет. И тогда, значит, я свое равновесие не нарушил — все окей. Но если вдруг оказалось, что на уровне слов и ума я себя убеждаю, что мне все равно, а чувства мне говорят, что я поступил по-скотски, то, сколько бы я себя ни уговаривал, психологическая пробоина никуда не исчезнет, и рано или поздно корабль потонет (см. сновидения про потопы).
Вероятно, существуют на свете садисты и убийцы, которые делают свое темное дело в полном согласии со своей пусть и странной, но совестью. И для них нарушением внутреннего баланса было бы отказывать себе в «удовольствии». Но таковых на свете единицы, зато — оглянитесь вокруг! — девять из десяти ваших знакомых постоянно идут на сделку со своей совестью в тысячах мелочей, надеясь, что никакой расплаты за это не будет.
Далеко не всякое плохо сделанное дело ведет к машине, сорвавшейся в пропасть из-за отказавших тормозов. В большинстве случаев никто никогда не узнает и не заметит, что мы себя обманули в какой-то ерунде. Никто не пострадает. Всем плевать. При всей нашей лживости нас даже могут уважать и любить. Но что толку от чужого признания, если с каждым маленьким самообманом, мы отравляем себя и свою жизнь все сильнее и сильнее?
И к чему вообще ведет позиция наибольшего сопротивления наименьшему сопротивлению? Даже если мы берем навыки в отдельно взятой сфере деятельности, то можно предположить, что никакого развития, кроме роста притязаний на основании выслуги лет, здесь не будет. Не будет и развития в смысле узнавания о себе чего-то нового, ведь данная стратегия целиком и полностью направлена в противоположном направлении —«Знать не знаю и знать не хочу!»
А поскольку требования обстоятельств с каждым годом растут, развиваться и оттачиваться здесь будет только способность к самообману, и жизнь будет идти по замкнутому кругу или даже по нисходящей спирали, поскольку отставание от жизненного графика с каждым годом будет только нарастать. И с каждым днем врать себе придется все больше, как наркоману, для которого вчерашней дозы сегодня уже мало, а завтра будет мало сегодняшней. И человек будет становиться все напряженнее и все несчастнее…
Таким образом, честность и согласие с собой ведут к большей ясности и движению вперед по внутренней программе, вплоть до полного раскрытия заложенного потенциала. Сделки с совестью, нарушение баланса и постоянные самообманы ведут только к усложнению жизненной ситуации и эскалации внутреннего конфликта. Честность ведет к оздоровлению, ложь — к заболеванию. И обмануть себя очень легко, ведь одобрения и поддержки мы ищем в чужих глазах, а другому человеку нет дела до наших самообманов — он по уши занят своими.
Теперь для полной ясности: мы сейчас говорили не о том, что свои профессиональные обязанности нужно выполнять в полном согласии с собственным внутренним ОТК. Это только частный случай, на котором было проще пояснить суть проблемы. Главное же столкновение происходит в сфере психологической, где мы позволяем себе слишком много слабостей и компромиссов. И если в случае с авторемонтом речь идет о недокрученных гайках, то здесь — о внутренних противоречиях и вопросах, оставленных без ответа.
Мы слишком легко позволяем себе не обращать внимания на некачественность своего психологического состояния и незаконченные внутренние дела. Жизнь ставит нас перед множеством выборов, а мы их избегаем. Жизнь задает нам множество вопросов, а мы от них отмахиваемся или довольствуемся полуответами. Жизнь ставит нас перед фактами, а мы их игнорируем. Мы врем себе, и что самое страшное — знаем об этом! Вместе со всеми вокруг мы отравились «пофигизмом» и поверили, что на вызовы жизни отвечать не обязательно, что прожить можно и так… никто ведь не узнает, что мы перестали брать трубку, когда душа окончательно достала своим главным вопросом — «Кто ты есть и чего хочешь от жизни?»
Попробуйте-ка взять на себя ответственность за ЭТОТ вопрос, а не за банальные гайки на своей работе и правильное мытье посуды у себя дома! Безупречно распорядиться своей жизнью — вот главный вызов, и избежать его невозможно. Можно только крепко себя обмануть по этому поводу… и потратить отведенное время абсолютно впустую.
Но это не страшно — ничего ведь не важно, да?