НЕМНОГО ИСТОРИИ
В 1929 году, когда в стране еще была послевоенная разруха, народные артисты республики Александра Ивановна Яблочкина и Михаил Иванович Царев предложили создать фабрику, которая бы обеспечивала отечественные театры реквизитом и профессиональным гримом. Производство поначалу выглядело довольно кустарно, работало на нем менее десяти человек, а продукт готовился на бытовых плитах в кастрюлях и котлах.
Но потребности в гриме росли, и в 1954 году уже было принято решение строить новые фабричные корпуса в Перово, которые открылись в 1956 году. Производство оснастили новым оборудованием, работники получили возможность трудиться в комфортных условиях. Выросло качество продукции, расширился ассортимент. В начале 1960-х годов фабрика заняла привилегированное положение в России по количеству и качеству выпускаемых губных помад, была удостоена диплома ВДНХ СССР и звания «Лучшее предприятие ВТО». Уже тогда фабричный ассортимент был способен удовлетворить российского потребителя – около 120 тонов губной помады, лаки для ногтей, жидкость для снятия лака, пудра, румяна, тени, крема. Лаборатория разрабатывала новые виды косметики с использованием отечественного и зарубежного сырья, учитывая и используя как модные веяния западных разработчиков, так и отечественных ученых. Были выпущены впервые крем-пудра, крем-автозагар, гидрокосметика с применением биологически активных веществ. Косметика фабрики завоевала любовь и признание покупателей на всей территории СССР.
За семьдесят два года ассортимент фабрики театральной косметики претерпел серьезные изменения, но неизменным оставался главный критерий – высокое качество производимой продукции. И сегодня (писалось в пору ельцинского правления) коллектив фабричной лаборатории продолжает внедрять в новые виды продукции самые современные компоненты. Сейчас на фабрике выпускается порядка семидесяти наименований косметических средств по уходу за кожей и волосами, около сорока тонов губных помад, пудра, тушь для ресниц и пять видов профессионального грима.
НА ПЕРЕЛОМЕ ЭПОХ
Пришли другие времена. Изменилась ситуация и на фабрике. Подход к системе сбыта, к партнерским отношениям, к самому производству и, главное, к внешнему виду и дизайну косметики потребовал кардинальных решений. Сегодня на фабрике приобретено новое технологическое оборудование, способное выпускать товары высокого качества. Например, выпуск кремов в тубах не только улучшил дизайн упаковки, но и создал дополнительные удобства при пользовании, защитив продукт от нежелательного контакта с окружающей средой. На фабрике выпущена новая косметическая серия по уходу за кожей лица и тела, а так же отдельные виды косметики.
Из критического финансового положения, создавшегося в пору перестройки, фабрику вывела новая команда. Она пришла со своими идеями, вдохнув в старейшее в стране и известное всем производство вторую жизнь. Новое руководство фабрики — это генеральный директор А. В. Завьялов и его команда. Основное внимание было уделено адаптивной косметике. Здесь приступили к выпуску жидкого мыла. И при этом фабрика театральной косметики по-прежнему обеспечивает российских (и не только) актеров профессиональным гримом, ведь ее хозяином остается Союз театральных деятелей России (заметим, что кроме Москвы этот грим делает еще и Санкт-Петербург, где есть аналогичная фабрика).
ДАМЕ — ДАМСКОЕ, А АКТЕРУ — АКТЕРСКОЕ
Актеров в нашей стране немало. И грим — часть их жизни. Театральный грим специфичен. Во-первых, он не для 16-часового пользования. Во-вторых, требует особых приемов удаления (и эти средства тоже производит фабрика). В-третьих, это постоянный, неизменный контингент потребителей. Спрос на грим возрастает после зарубежных гастролей, когда театральные запасы истощаются. В такие периоды фабрика выполняет заказ, производя в короткое время необходимое количество продукта.
Театральный грим состоит из таких компонентов, как жир, пчелиный воск, парафин, церезин, красители и т.д. Упор делается на цветовую гамму — она нужна, чтоб придать лицу актера нужный для роли образ. Этот грим не течет во время вступления, достаточно прочен и устойчив к мимике, при этом дышит кожа лица.
Сценический театральный грим заливается в растопленном виде в специальные емкости. Из чего состоит процесс его приготовления? Это взвешивание компонентов, плавление твердых ингредиентов, составление колера, варка, корректировка, разлив, упаковка. В одной емкости плавятся жиры, в другой смешиваются пропущенные через трехвалковую краскотерку красители и масла... Должна получиться однородная паста. Затем масса смешивается с расплавленной жировой основой. После этого подбирается колер — чтобы усилить или ослабить цвет…
В гриме присутствуют лишь те компоненты, которые традиционно используются в косметике. Все они проходят сертификацию. Делается это в обязательном порядке.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
Фабрике театральной косметики на момент написания этих строк было уже 60 лет, и здесь ценят свои профессиональные кадры. Трудно поверить, но в двух цехах работает 20 человек (по 10 на каждый).
Важнее всего работникам фабрики репутация продукции. Вся она должна быть высокого качества, но доступной по цене. Как и в случае с гримерным цехом «Мосфильма», свой театральный грим для отечественной сцены сохранили именно специалисты, преданные своему делу и пережившие сложность перемен.
После проведенных маркетинговых исследований выяснилось, что покупатели пресытились дорогостоящей зарубежной косметикой в ярких упаковках. Наш потребитель хочет пользоваться качественной, натуральной и недорогой косметикой. Спрос на нее огромен.
Новое руководство фабрики имеет огромный опыт в производстве косметики и в продвижении ее на рынок. Генеральный директор Андрей Завьялов — руководитель новой формации. Он грамотно построил работу и лично участвует в решении многих вопросов. Продукция фабрики ВТО потому недорога, что в ее себестоимость не закладываются таможенные, исследовательские и рекламные расходы. Коммерческий директор Елена Погодина — дипломированный специалист в косметической отрасли. Заместитель по производству Леонид Абрамович Махлис — многоопытный химик-технолог и большой мастер своего дела. Разные люди — разные поколения, но их объединяет общая идея и стремление к совершенству. В этом видится залог успеха косметического производства.
Союз театральных деятелей России — собственник и главный помощник фабрики. Мир тесен, и когда я писал о старейшем гримере МХАТа Н. М. Максимове, оказалось, что он ныне работает в театре у А. А. Калягина, который возглавляет СТД России. Получается, что сегодня история с театральным гримом страны — и в его руках.
НОВАЯ АДАПТИВНАЯ КОСМЕТИКА «ILI-ILI»
На языке профессионалов «линия» — это ассортиментный перечень продуктов, т.е. серия под одним названием, объединенная своим ноу-хау. На фабрике такую серию называют косметикой нового поколения. Как и в былые времена, все производится исключительно из натурального сырья. Составляющие новой серии не вызывают аллергии и прочих побочных эффектов. Линия «ili-ili» содержит в себе фруктовые и овощные соки, комплекс солей озера Карачи, тропические масла. Спектр действия «Адаптив» помогает организму самому подобрать необходимые компоненты для активации иммунной системы кожи и включения необходимых биохимических процессов, усиливая воздействие других компонентов. Линия построена на трех принципах — универсальности, избирательности и экономичности. Первое основано на содержании всех необходимых компонентов для любого типа кожи. Второе — в избирательном воздействии определенных компонентов на кожу. Третье — в таком точном подборе составляющих, что не надо тратить деньги на дополнительные кремы.
Комплекс солей (рапа) сибирского озера Карачи — отечественный аналог Карловарских солей и солей Мертвого моря. Сбалансированный природный набор минералов и микроэлементов нормализует обмен веществ в тканях кожи и восстанавливает ее вводно-солевой баланс. Набор натуральных соков огурца, лимона, томата, моркови и капусты содержит витамины С, Н, Е, РР, фолиевую и пантотеновую кислоты, каротин, фитонциды, растительные ферменты, фруктовые кислоты и микроэлементы, питающие кожу, повышающие ее тонус, разглаживающие морщины и купирующие раздражение. Масла авокадо, пальмы, какао, сального дерева (ши) обогащают кожу полинасыщенными жирными кислотами — линолевой и линоленовой, незаменимыми средствами против старения и увядания.
Адаптивная направленность косметики — это завтрашний день, наступивший сегодня. Новая серия — это очищающее молочко, скрабы, маски, тоники, кремы любой направленности для лица, рук и ног, а также специальные средства антицеллюлитного действия — всего 18 самых разных косметических средств. Флаконы и тюбики новой серии, выполненные в едином (модном сейчас) минималистском стиле, красивы и удобны. Косметика «ВТО» по-прежнему популярна и не утонула в хлынувшем на российских рынок море импорта.
Отрадно, что фабрика театральной косметики СТД России не просто оставила в своем ассортименте театральный грим (правда, не самый убыточный в производственном потоке), но и в нынешних «нетеатральных» разработках исходит из соображений максимальной пользы потребителя при минимальных ценовых нагрузках, делая свою продукцию желанной и доступной для всех.