Без чтенья нет ученья. Но усложнение школьной программы приводит к тому, что рюкзаки год от года тяжелеют. Учебники «растут», а к каждому предмету теперь полагается еще и рабочая тетрадь или сборник заданий. Добавим сюда ланчбокс, бутылку воды, физкультурную форму — и получается, что «гранит науки» дети таскают буквально на себе.
Роспотребнадзор еще несколько лет назад опубликовал санитарные требования, изрядно повеселившие родителей и школьников. Оказывается, вес школьных рюкзаков строго лимитирован для каждой возрастной группы. Полтора кг должен весить рюкзак ученика 1-2-го классов, два — вес для 3-4-х классов, 2,5 кг — для 5-6, 3,5 кг — для 7-8 и 4 кг для 9-11-классников. Нормы выдерживают разве что старшеклассники, для которых рюкзак зачастую просто модный аксессуар, в котором одиноко болтается пара тетрадей и ручка. Зато обязательно есть смартфон, беспроводные наушники, планшет и какой-нибудь перекус. Больше всех страдают старательные первоклашки.
— Если их не контролируют родители, а ведь такое бывает, ученики 1-2 классов таскают в рюкзаках примерно все: учебники, простые и рабочие тетради, пластилин, альбом, физкультурную форму... Один мальчик зачем-то приносил постоянно с собой чертежную готовальню, — рассказывает учитель начальных классов Лидия Леонидова. — А если родители портфель все же собирают, то в спешке или в попытке «перебдеть» они тоже часто кладут в рюкзаки лишнее. — В итоге дети 7-8 лет таскают на спинах рюкзаки весом в те же 7-8 кг...
Но даже если положить в портфель лишь то, что строго необходимо, вес его все равно зашкаливает. Родители школьников уже стонут — от натуги. Ведь не каждой хрупкой маме под силу поднять груженый доверху школьный портфель.
— Вот смотрите, это рюкзак моей дочери, 5,5 кг, — рассказывает москвичка Любовь Макарова. — Сегодня было 5 уроков, учится она в 3-м классе. А по пятницам, когда бывает физкультура и рисование одновременно, и к общему весу рюкзака добавляется мешок с формой, альбом или папка для рисования. Портфель может быть весом 6 кг и больше. Я знаю, что некоторые дети таскают с собой еще и вещи для кружков, домой заехать не успевают. Еще одна форма для спорта, или нотные тетради, книжки и пр. Это сколько уже получается, 7 кг? Есть у нас в классе мальчик, которого всегда забирает бабушка. Недавно эта бабушка категорически отказалась носить его рюкзак, потому что рюкзак неподъемный, у нее спина болит. Тащит теперь сам. А я, да и большинство родителей, сама взваливаю на себя этот рюкзак, жалко доченьку. Она у меня худенькая, 25 кг всего весит — куда ей носить тяжесть в треть собственного веса?
Педиатры, а в особенности детские ортопеды, давно бьют тревогу. Лордозы и кифозы позвоночникам стали рутинным делом, растет процент сколиозов и плоскостопий среди детей 10-11 лет.
— Дети в школах проводят много времени сидя. К сожалению, еще больше «сидячего» времяпровождения у них дома, тут и уроки, и гаджеты, — говорит детский ортопед-травматолог Светлана Попова. — Ребенок активно растет, позвоночник лабилен. Если рюкзак подобран неправильно, у него нет ортопедической спинки, или он не по росту или, наконец, просто слишком большой и тяжелый для ребенка, это может привести не только к искривлению, но и к патологиям позвоночного столба: грыже диска, протрузии, кальцинозу. Или к нарушениям формирования скелета, изменению стоп, такому как вальгус и плоскостопие. Особенно опасно деформирующее воздействие на позвоночник. Ведь он как дирижер у нас в организме, которому подвластна работа внутренних органов. Я часто вижу очень плохие позвоночники у детей. Рекомендую плавание, ЛФК, направленный на формирование мышечного корсета. Но ежедневный подъем и переноска тяжестей здоровья детям не прибавляют.
Как же в прямом смысле облегчить жизнь школьникам и их родителям? Ведь другие врачи пугают: неподъемные тяжести в детском возрасте могут перегрузить не только спину, стопы и суставы, но и посадить зрение, навредить сердцу и сосудам... Даже чемодан для учебы на роликах для нашей страны не выход — попробуй потаскай его сквозь дождь, снег и лед, по ступенькам без пандусов.
Вот несколько советов.
Во-первых, в младшей школе всё для занятий ИЗО и технологией можно держать в классе. Так уже делают в ряде школ.
Во-вторых, можно сделать в школе индивидуальные шкафчики для вещей на каждого ученика, тогда количество вещей в рюкзаке на каждый день существенно уменьшится. Такой подход к организации школьного пространства для учеников рекомендуют и психологи. Но это вариант — более затратный для школ, и к сожалению, не везде есть достаточно места для такого типа хранения.
Еще менее бюджетный, третий выход из положения — покупка второго комплекта учебников по каждому предмету. Один пусть будет дома, другой остается в школе. Но тут, опять же, необходимо место...
Кто-то рекомендует договориться с соседом по парте и заниматься вдвоем по одному учебнику — место в рюкзаке при этом экономится вдвое. К тому же это экологично, формирует разумное потребление. Иные призывают к учебе по планшету или электронной книге. Но против чтения электронных пособий, если пользоваться ими постоянно, восстают врачи-окулисты... В общем, пока родители спорят, школы разводят руками, а врачи рекомендуют делать зарядку, воз и ныне там. На спине у маленького согбенного школьника.
Станислава Одоевцева