Ваш трёхлетний малыш ушел гулять в отличном настроении, а вернулся в слезах: испугался собаки. С тех пор всякий раз, собираясь на улицу, он спрашивает, не встретится ли ему «та собака» снова. Четырехлетняя дочка подолгу не может заснуть — она опять и опять призывает к себе родителей. Она боится темноты. Или — она отказывается посещать сад: ей не нравится воспитательница. Или сыну уже семь, и он не хочет идти в школу. Учительница отчитала его перед одноклассниками, и он не может этого забыть.
Такие ситуации встречаются в родительской практике сплошь и рядом. Это не норма, но и
Изменения — через действия
Известно, что от тяжелых чувств можно избавиться, выразив их. Рассказывая о неприятном, можно уменьшить боль. Но как быть с детьми, которые не только рассказать толком о своих неприятностях не умеют, но и не осознают до конца того, что с ними происходит? Выход есть. Дело в том, что рассказывать о себе можно разными способами. Например — рисовать свои переживания. В том числе — и свой страх.
Умение обличать в ясную форму то, что пугает, очень ценно. Это помогает отделить страшное событие от того, что мы думаем о нем. С пугающими или неприятными мыслями сложно справляться. Но заключая их в видимую форму, гораздо легче понять и преодолеть страх, ведь многое из того, чего я боюсь снаружи, в действительности находится во мне самом. Помогая ребенку выразить свои противоречивые переживания, мы даем инструмент самолечения и средство, позволяющее обрести равновесие.
Огромным преимуществом такого способа самораскрытия является как раз его неполная осознанность. Ребенок рисует то, что его волнует, вкладывая в работу свои чувства, освобождается от накопившейся горечи, но он не обязан понимать, что с ним происходит. Осознание происходит подспудно, что повышает устойчивосить ребенка и ускоряет его внутренний рост.
Помогите лишь начать
Дети дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, любят рисовать. Рисунки чада попадаются Вам везде, где не надо — в тетрадях, на листочках, из тетрадей выдранных, на обоях, дверях, и даже на потолке. И детям вовсе не приходит в голову мысль об отсутствии у них художественных способностей. Если Вы никогда не уделяли внимания «художествам» вашего чада, то сейчас такой момент как раз настал. Предложите малышу нарисовать свой страх или ситуацию, которая не дает покоя. Скажите об этом, как о
Если Ваш малыш никогда не имел пристрастия к рисованию, просто помогите ему начать, и дальше все пойдет само собой. Скажит: «У каждого из нас есть свой внутренний мир, где он может представить себе все, что захочет. Ты путешествуешь туда в своих снах. Там возможны самые невероятные вещи, и там можно увидеть такие явления, которые в обычной жизни невидимы. Попробуй увидеть свой страх и нарисуй его. А я буду помогать тебе».
К делу!
Идеальным вариантом было бы совместить задуманное с поездкой на природу или дачу, где никто не сможет вам помешать. Если возможности нет, — выберите подходящий день и час, когда дома больше никого не будет, и не отвлекайтесь на телефонные разговоры.
Возьмите большой ватманский лист бумаги. Положите его на пол — стола не хватит. Понадобятся так же толстые маркеры разных цветов (не менее десяти). Гуашь — вообще здорово. Не забудьте о беличьих кистях минимум трех размеров: нужно, чтобы была маленькая кисточка первого номера и широкая — для закрашивания больших плоскостей. В качестве палитры сойдет одна четвертая того же ватманского листа — малыш должен иметь возможность смешивать краски для получения сложных цветов. Лист можно приклеить к полу скотчем, чтобы было удобнее.
Рисуйте вместе с ребенком, помогая ему в той мере, в какой он этого захочет. Спросите его, чем Вам заняться, пуст он командует! Пусть указывает Вам, что делать, а что — не надо: в этом бою вы — рядовой, а он — генерал. Может быть, малыш попросит Вас закрасить небо или нарисовать на нем облака. Большие поверхности белой бумаги, которые по замыслу ребенка должны быть
Ваш номер — второй
Важное правило: помогайте охотно, но все время передавайте «художественную» инициативу малышу. Старайтесь не привносить в рисунок многого от себя. Например, — не занимайте центр листа. Не рисуйте ничего крупного, яркого или заметного. Оставьте ребенку все детали, если только он не попросит Вас о
Нет исправлениям
Перед началом рисования постарайтесь исключить любое обдумывание или планирование будущей работы. Когда малыш увлечется, ничего не исправляйте, не анализируйте, и не побуждайте к этому ребенка. Не указывайте ему на огрехи: чем быстрее, увлечённее, спонтаннее он будет работать — тем лучше: поощряйте его. Помните: силы и чувства, которые ребенок потратит на рисование, он отнимет у своего страха, поэтому, чем старательнее он будет трудиться, и чем серьезнее отнесется к делу — тем лучше.
Если малыш решил изобразить целую проблемную ситуацию, помогите ему разработать ее как можно более детально. Задавайте вопросы, которые помогут ребенку внести в рисунок подробности, но — ни за что не критикуйте то, что уже нарисовано. Здесь всё ценно, и качество не имеет значения. Не мешайте малышу, даже если он вот уже битый час ювелирно
Ребенок наверняка захочет
Комментируйте только очевидное, и только в положительном ключе. Похвалите
Последний штрих
Когда работа будет готова, совершенно серьезно скажите ребенку, что если хочет, он может порвать рисунок. Увидите, — малыш не просто согласится, он сделает это с радостью! Возможно, для Вас даже окажется неожиданным то усердие, с которым ребенок будет измельчать разрисованный лист бумаги. Если вы почувствуете, что сделанного недостаточно — сожгите вместе то, что осталось от рисунка.
Рисуем мир без страха
Когда дело будет сделано, скажите чаду: «Теперь, когда позади все плохое, давай вместе нарисуем другую картинку. Изобразим твою комнату, в которой тебе спокойно будет спать (такую собаку, с которой ты подружишься; садик, где тебя ждут друзья) или просто — то, что ты хочешь». В этой работе можете смело принять участие! Рисуйте вместе, поддержите энтузиазм ребенка, и сделайте все, чтобы картинка удалась. Найдите для этой работы достойное место в комнате малыша, вне зависимости от того, во что Вы оцениваете ее художественные достоинства. Если ребенок не против, повесьте общий шедевр на стену. И думаю, что подходящая рамка не испортит дела.
Относитесь невозмутимо ко всему, что Вы будете делать. Если Вашему ребенку больше
Возможно, предлагаемую мной процедуру Вам придется проделать не однажды. Это хороший знак: хуже, если бы ребенок отказался сотрудничать и заявил, что ему от Вас ничего не нужно. Не думайте, что идея жечь рисунки после того, как они закончены, пришлась малышу по вкусу оттого, что ему нравится баловство с огнем, это не так.
Делайте с радостью то, чего хочет от Вас чадо — готовьте бумагу, точите карандаши, открывайте краски, меняйте в банке воду, рисуйте вместе с ним. И однажды малыш рассмеется и скажет Вам: «Помнишь ту собаку? Ну, ту? Я заметил, что она похожа на овечку… Я больше не боюсь ее!».