По роду профессии смотрю кино каждый день, и все время жду, когда же нас посетит абсолютный шедевр, эталон вкуса, стиля, исполнения. Недостижимость идеала подчеркивают безликие и беспомощные однодневки, которые заполонили экран. Н вот ведь сняли… Правда 70 лет назад…
В России на DVD в рамках Платиновой коллекции Disney впервые выходит анимационный фильм «Пиноккио». Тот самый шедевр, который под руководством самого господа бога анимации Уолта Диснея создали творцы его студии. Тот самый неустареваемый бестселлер, вошедший в тройку лучших анимационных фильмов мира.
Диснеевскому «Пиноккио» семьдесят? Не смешите. Рукодельный, блистательный во всех своих составляющих фильм — редкий случай беспримесной современной классики. Самое бесшабашное и точно выверенное, восхитительно беззаботное и печальное, многокрасочное и стильное кинозрелище, какое приходилось видеть в последнее время.
Благодаря реставраторам (изображение переводится в цифру и ему возвращают первозданность красок, звук обрабатывается по технологии 5.1 Disney Enhanced Home Theater Mix) фильм обрел второе дыхание. Ему не просто вернули цвет и звук, мастера бережно воссоздали атмосферу, неповторимое волшебство перелива красок и соцветий, непреходящее обаяние классических персонажей.
Мало кто помнит, что сказка Карла Коллоди о деревянном мальчике публиковалась отрывками в журнале. Диснеевцы, опираясь на эту «обрывочность», дали волю фантазии в изображении каскадных приключений на «Острове удовольствий» или в «Чреве Кита». Но отдельные эпизоды они нанизали на единую историю, и саму эту историю наполнили дыханием сказочной реальности.
Пиноккио — совершенно уникальный для современного кино характер. Это вам не лентяй Буратино. Благодаря внутренним превращениям, кукла «вырастает» в человека. Начинает чувствовать, любить, ошибаться, дружить, жертвовать собой ради близких. Следить за этими метаморфозами — отдельное удовольствие. Сначала это просто полено, потом безгласная кукла, потом марионетка на веревочках, потом деревянный мальчик, и, наконец, самый настоящий человек. Сын бедного столяра и часовщика Джепетто.
Диснеевцы переосмыслили и образ Сверчка. В книге он появлялся буквально на миг, и дерзкий самоуверенный Пиноккио (у Коллоди он вовсе не столь обаятелен и безобиден) убивал Сверчка молотком. В кино Сверчок — один из главных персонажей. Он не просто следует за Пиноккио, оберегает и остерегает, спасает его. Он — его совесть.
В фильме целый каскад брызжущих веселым талантом эпизодов. Чего стоит сцена, в которой все часы в домике Джепетто начинают бить-звонить. На одних часах кукушка вылетает из домика, и тут же падает, подстреленная игрушечным охотником. На других — мама лупит по попе малыша, а тот ритмично вопит… Все эти одушевленные бенефисы вписаны в общую ткань волшебства, которое изображено столь достоверно, что не можешь в него не поверить.
«Пиноккио» — второй полнометражный фильм Диснея. Работа над первым, «Белоснежка и семь гномов», продолжалась почти четыре года. Четыре года постоянной учебы и совершенствования. Результатом этого обучения — облучения аниматоров, художников, кукольников — стала работа над «Пиноккио». Диснеевские кудесники обрели веру в себя, невиданную прежде свободу. При этом они были еще достаточно молоды и амбициозны, чтобы рисковать, экспериментировать. Чтобы беззаветно и преданно любить свое кино. И эта любовь, свобода, талант до сих пор одушевляет экран, не давая состариться фильму.
Изображению «Пиноккио» может позавидовать самый навороченный пиксаровский хит. Незабываем сквозной проезд по темновато-синему сказочному городу. Или полное ощущение трехмерного пространства, созданное при помощи макета, стекол и… золотых рук.
Специальное юбилейное издание включает два диска. Сам фильм на шести языках. И диск с дополнительными материалами: компьютерные развивающие игры по мотивам мультфильма, музыкальные клипы и караоке, фотографии, пазлы Пиноккио, не вошедшие в финальную версию эпизоды: история о Денежном дереве и Джепетто. Самое любопытное — фильм о фильме с участием старожил диснеевской студии, раскрытием секретов (как камера «проезжала» сквозь череду стекол, как искали «лицо» Сверчка, как замечательные художники Густаф Тенггрен и Альберт Хетер пытались достичь «рембрандтовской гаммы» в облике готического волшебного города, как снимали актеров и потом изучали их движения, как работали звезды Голливуда).
Специальное издание диснеевской ленты «Пиноккио», выпущенное к
Лариса Малюкова