Недавно в московском центре современного искусства «Винзавод» прошел открытый семинар «Креативная экономика и городское развитие». Гвоздем программы стала лекция профессора Стокгольмского университета Петера Энглена о проекте «Субтопия» (одновременно и «пригород», и «утопия»).
Политолог рассказал, как в шведском поселении Бутчюрка (Botkyrka) — спутнике Стокгольма с населением приблизительно 80 тысяч человек — был создан успешный творческий кластер (в переводе с английского — «гроздь»). Это «гуманитарный технопарк», объединяющий профессионалов в смежных областях креативной экономики.
Локальный финансовый кризис поразил Бутчюрку 10 лет назад. К экономическим неурядицам прибавились социальные: безработица, преступность, множество неустроенных иммигрантов (примерно у половины жителей Бутчюрки отец или мать — иммигранты в первом поколении). Дошло даже до того, что горожане стали покидать свои дома.
В это время Петер Энглен работал с небольшой цирковой труппой. Достигнув успеха, труппа решила расширяться, однако в Швеции в то время не было ни одной цирковой школы. Министерство культуры отказалось выделять деньги на школу, однако заявило, что готово вложить средства в развитие городских окраин. Эту идею одобрил муниципалитет Бутчюрки. Петер Энглен от имени властей города подал заявку, и государство выделило 20 млн крон (около 80 млн рублей). Через некоторое время была куплена заброшенная промзона, которая стала центром «Субтопии».
«Там, где остальные видели проблему, я нашел активы. Иммигранты и молодежь, их мультикультурализм — преимущество в креативной индустрии», — подчеркивает Петер Энглен. Источником инновационного подхода к экономике стал не средний класс, а чернокожие рэперы, асоциальные панки и модники-хипстеры.
За 10 лет «Субтопия» превратилась в крупный бизнес-инкубатор. Сейчас в проекте участвуют около полусотни организаций, занимающихся цирком (школы, мастерские, кадровые агентства, антрепренерские компании), дизайном, звукозаписью, видео- и кинопроектами, современным танцем, организацией фестивалей, изготовлением интернет-контента, — всем, что можно назвать креативной индустрией. Территория «Субтопии» расширилась до 16 тысяч квадратных метров, а вокруг рабочих зданий выросла цирковая деревня.
В чем секрет успеха «Субтопии»? Это уникальное пространство, где бизнес и творчество успешно дополняют друг друга. Арендная ставка для компаний-участниц зависит от их дохода. Ежегодная минимальная плата за квадратный метр составляет — в эквиваленте — около 2000 рублей. Кроме того, «Субтопия» заняла выгодную нишу на рынке. В прошлом году бюджет составил 16 млн крон (64 млн рублей).
«Субтопии» удалось решить множество муниципальных проблем, а после того, как Бутчюрка приобрела мировую известность, туда вернулись «беженцы». Эта история благотворного влияния искусства на экономику не уникальна. В середине
Семинар на «Винзаводе» вызвал интерес не только среди работников творческой индустрии, но и среди студентов-экономистов и молодых предпринимателей. Во время кофе-брейка участники обсуждали перспективы развития творческих кластеров в России.
Александр Матвеев рассказал «Новой» о проекте «Флакон», где он выступил в качестве эксперта по промышленному дизайну. Бизнес-инкубатор расположится на месте завода «Флакон: Москва-Париж», который производил хрусталь. Открытие проекта планируется осенью 2009 года. По мнению Александра, творческие кластеры могут стать ответом на экономический кризис хотя бы в рамках креативной индустрии. «Дизайн-компании, как правило, — небольшие фирмы, живущие в неподходящей окружающей среде. Они несут большие издержки. Если разные компании сидят вместе, им удобно заказывать услуги, учреждать совместные проекты, вести
Площадка для семинара была выбрана не случайно. Центр современного искусства «Винзавод» — отличный пример творческого кластера. Елена Зеленцова, директор агентства «Творческие индустрии», которое выступило организатором семинара, напоминает, что в мире есть сотни тысяч подобных мест. В Москве пока немного: «Проект Фабрика», «Красный Октябрь», «Арт-стрелка».
Количество таких проектов будет расти в условиях кризиса, однако стоит трезво оценить ситуацию. Доля креативной индустрии в мировой экономике пока мала. Согласно оценке Петера Энглена, творческий сектор в Швеции составляет 5% ВВП.
Александр Тушкин