Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Пионеры из трущоб

Панки, клоуны и рэперы подают финансистам пример решения экономических проблем

Недавно в московском центре современного искусства «Винзавод» прошел открытый семинар «Креативная экономика и городское развитие». Гвоздем программы стала лекция профессора Стокгольмского университета Петера Энглена о проекте «Субтопия» (одновременно и «пригород», и «утопия»).

Политолог рассказал, как в шведском поселении Бутчюрка (Botkyrka) — спутнике Стокгольма с населением приблизительно 80 тысяч человек — был создан успешный творческий кластер (в переводе с английского — «гроздь»). Это «гуманитарный технопарк», объединяющий профессионалов в смежных областях креативной экономики.

Локальный финансовый кризис поразил Бутчюрку 10 лет назад. К экономическим неурядицам прибавились социальные: безработица, преступность, множество неустроенных иммигрантов (примерно у половины жителей Бутчюрки отец или мать — иммигранты в первом поколении). Дошло даже до того, что горожане стали покидать свои дома.

В это время Петер Энглен работал с небольшой цирковой труппой. Достигнув успеха, труппа решила расширяться, однако в Швеции в то время не было ни одной цирковой школы. Министерство культуры отказалось выделять деньги на школу, однако заявило, что готово вложить средства в развитие городских окраин. Эту идею одобрил муниципалитет Бутчюрки. Петер Энглен от имени властей города подал заявку, и государство выделило 20 млн крон (около 80 млн рублей). Через некоторое время была куплена заброшенная промзона, которая стала центром «Субтопии».

«Там, где остальные видели проблему, я нашел активы. Иммигранты и молодежь, их мультикультурализм — преимущество в креативной индустрии», — подчеркивает Петер Энглен. Источником инновационного подхода к экономике стал не средний класс, а чернокожие рэперы, асоциальные панки и модники-хипстеры.

За 10 лет «Субтопия» превратилась в крупный бизнес-инкубатор. Сейчас в проекте участвуют около полусотни организаций, занимающихся цирком (школы, мастерские, кадровые агентства, антрепренерские компании), дизайном, звукозаписью, видео- и кинопроектами, современным танцем, организацией фестивалей, изготовлением интернет-контента, — всем, что можно назвать креативной индустрией. Территория «Субтопии» расширилась до 16 тысяч квадратных метров, а вокруг рабочих зданий выросла цирковая деревня.

В чем секрет успеха «Субтопии»? Это уникальное пространство, где бизнес и творчество успешно дополняют друг друга. Арендная ставка для компаний-участниц зависит от их дохода. Ежегодная минимальная плата за квадратный метр составляет — в эквиваленте — около 2000 рублей. Кроме того, «Субтопия» заняла выгодную нишу на рынке. В прошлом году бюджет составил 16 млн крон (64 млн рублей).

«Субтопии» удалось решить множество муниципальных проблем, а после того, как Бутчюрка приобрела мировую известность, туда вернулись «беженцы». Эта история благотворного влияния искусства на экономику не уникальна. В середине 90-х властям американского Ньюарка (штат Нью-Джерси), в котором экономическая активность прекратилась после расовых волнений 60-х (тогда из города уехала треть жителей), удалось реанимировать его благодаря открытию грандиозного центра исполнительских искусств.

Семинар на «Винзаводе» вызвал интерес не только среди работников творческой индустрии, но и среди студентов-экономистов и молодых предпринимателей. Во время кофе-брейка участники обсуждали перспективы развития творческих кластеров в России.

Александр Матвеев рассказал «Новой» о проекте «Флакон», где он выступил в качестве эксперта по промышленному дизайну. Бизнес-инкубатор расположится на месте завода «Флакон: Москва-Париж», который производил хрусталь. Открытие проекта планируется осенью 2009 года. По мнению Александра, творческие кластеры могут стать ответом на экономический кризис хотя бы в рамках креативной индустрии. «Дизайн-компании, как правило, — небольшие фирмы, живущие в неподходящей окружающей среде. Они несут большие издержки. Если разные компании сидят вместе, им удобно заказывать услуги, учреждать совместные проекты, вести PR-кампании, не говоря уже о том, что они станут объектом интереса со стороны медиа», — считает Александр.

Площадка для семинара была выбрана не случайно. Центр современного искусства «Винзавод» — отличный пример творческого кластера. Елена Зеленцова, директор агентства «Творческие индустрии», которое выступило организатором семинара, напоминает, что в мире есть сотни тысяч подобных мест. В Москве пока немного: «Проект Фабрика», «Красный Октябрь», «Арт-стрелка».

Количество таких проектов будет расти в условиях кризиса, однако стоит трезво оценить ситуацию. Доля креативной индустрии в мировой экономике пока мала. Согласно оценке Петера Энглена, творческий сектор в Швеции составляет 5% ВВП.

Александр Тушкин

722


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95